Андрей Брюханов

Москва, Россия.

— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Увлечение, возможность отвлечься от работы, прогуляться по улице, посмотреть на людей, на их лица. Фотография позволяет фиксировать свои впечатления, утолять свое любопытство. Сейчас уже сложно представить себя без фотографии, это достаточно важная часть эмоционального существования, в какой-то степени наркотик.

— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Улицу начал снимать случайно. После того как подарили зеркальный фотоаппарат, ходил по улицам, снимал архитектуру, пейзажи. Но потом стало интересно фотографировать людей, оказалось, что это самое интересное.

— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— Не могу сказать, что кто-то оказывал явное влияние, но попытка ответить на вопрос, что же такое фотография и что за ней стоит – просто техническая фиксация, документирование событий и явлений или все же явление искусства, как, например, живопись, привел к интересу к работам фотографов, к работам искусствоведов, пытающихся осмыслить фотографию. Конечно, сразу в поле зрения возникли такие личности как Брессон, Дуано, Эйзенштадт, Адамс, Брассай, Капа, Кертеш и др. Почерпнул ли я что-то у них? Может быть. Все, что мы видим, слышим, воспринимаем тем или иным образом как-то влияет на нас. Главное, это порождает и поддерживает интерес к фотографии, как к искусству.

— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Таких много. Всех сложно перечислить.
Пинхасов – игрой света, умением видеть красоту частности.
Зверев – своей геометричностью.
Артем Житенев – своими историями про людей и город, людьми, цветом.
Анзор Бухарский – своим светом и цветом.
Юра Зак, Миша Бажин – лиричностью восприятия, графичностью, умением находить красоту в самом обыденном. У каждого это выходит по своему.
Ольга Титова – непосредственностью восприятия.
Нина Ай-Артян – умением находить истории, цветом, формой, ракурсом.
Антон Вершовский – геометрической лирикой черно-белой фотографии.
Альберт Шар, Сергей Осьмачкин, Игорь Андреев, Борис Киреев…
Список может быть продолжен. Хороших, талантливых фотографов много.

— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Не могу сказать, что у меня есть какие-то приемы, просто хожу, смотрю. Если говорить о теме, то скорее о сюжетах – влюбленные на улице, люди за окнами в кафе.

— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием? Работаете ли вы над какими либо долгосрочными темами или проектами снимая на улице?
— Непосредственно стрит это конечно же не исследование само по себе, для исследования нужна постановка задачи, методика, аналитика. Стрит это скорее драйв, спонтанность, охота, иногда созерцание. Долгосрочных тем и проектов у меня нет, никогда не ставил себе таких задач. Есть сюжеты, на которые я обращаю внимание, как, например, влюбленные на улице, но это скорее поиск кадра, живых непосредственных эмоций.

— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Стрит это скорее о месте, а формализм это о форме, композиции, между ними нет разницы, где-то рядом бродят сюжет и смыслы, это разные векторы одного фотографического пространства. Поэтому бессмысленно говорить о разнице, скорее можно говорить о их синтезе или выборе всего направления. Мне нравятся люди, умеющие видеть формы, вычленять частности, раскрывать взаимодействие форм, игру цвета. У меня так не получается. Главное, чтобы была хорошая фотография, а право имеет быть все.

— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Нет

— Является ли фотография вашей профессией?
— Нет.

— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— Снимать стрит можно всем, мыльницей, телефоном, зеркалкой. Не вижу каких либо ограничений. Снимать надо на то, с чем нравится работать. Для каждого инструмента найдутся свои сюжеты и темы. Сам я снимаю на Canon 5D Mark III, в основном на 24-70 мм f/2.8, часто, особенно зимой, на 35 мм f/1.4.

— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Смотрите вокруг, ищите типажи, сюжеты, формы, сцены. Снимайте. Смотрите. Читайте Лапина и Вершовского. С ними можно соглашаться или нет, но они могут много дать при вдумчивом чтении, помогут многое расставить по полочкам, подсказать ответы на какие-то вопросы, которые всегда фотография ставит перед тем, кто только взял камеру в руки, даже когда вы и не согласны с авторами, по крайне мере, вы для себя сформулируете, в чем вы с ними не согласны. Фотографируйте. Смотрите чужие работы, ходите в музеи, набирайтесь визуальных впечатлений.

— Что для вас Интернет и соцсети?
— Место общения, в первую очередь, визуального. Площадка, на которой я могу увидеть мир, чужие работы во всем их многообразии, показать свои работы, и, главное, найти своего зрителя.

— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— К сожалению, в фотографии нет такого человека, которого бы я мог назвать своим учителем, но советы мне давали многие. Я иногда даже прислушивался к ним.

— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Конечно, мне важна обратная связь со зрителем, особенно, когда они меня хвалят. Это же вдохновляет на новые подвиги! А получаю я обратную связь в основном через фейсбук, непосредственного общения со зрителями у меня мало, только с коллегами по работе, которые видят мою страницу и могут иногда непосредственно сказать то, что они думают о моих работах.

— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Конечно! Например, “вау”! Или какое уныло г…  А если серьезно, бывает по разному, где-то слова сами собой находятся, а для каких-то работ их бывает трудно найти. Не всякую фотографию можно описать словами, на то она и фотография. Иначе было бы достаточно литературы для удовлетворения потребности описать мир.

— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Смотря кто и кому должен. Конечно, нет. Но если смысл есть, это прекрасно. Не надо забывать, что зритель и без автора способен внести смысл даже в самую бессмысленную фотографию.

— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Сама по себе уличная фотография решает задачу по извлечению денег из фотографов-любителей провайдерами Интернет-сервисов, компаниями производителями фотооборудования и компьютеров. Не думаю, что стрит фотография может решать какие либо задачи. Задачи могут решать конкретные люди – своего самовыражения, приятно проведения времени, повышения уровня адреналина при съемке на улице, задачу найти пообщаться с себе подобными, кто-то, может быть, пытается решить задачу трансформации мира к лучшему.

— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он? 
— О, да, такой рецепт есть! Уметь общаться со своей техникой, понимать свет, форму, попасть в нужное место и в нужное время, скомпоновать интересный кадр и снять его! И у вас в руках будет хорошая фотография.

— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Если вы просто нажали кнопку, то это вряд ли искусство, если только эта фотография не освящена временем и какой либо историей, по воле случая не оказалась в музее. Но если вы хотя бы на миг задумываетесь над компоновкой, сюжетом, выразительностью кадра, то это уже искусство, а если вы это делаете талантливо, то это уже будет высокое искусство. Вообще говоря, когда-то, в средние века, искусством называли все, что сделано руками человека и отлично от природных объектов.

— Что для вас хорошая фотография?
— Сложный вопрос. Хорошая фотография это та фотография, которая способна притянуть твое внимание, заставить вглядеться в нее, заставляет начать понимать, что стоит за кадром и сюжетом, формой, вызывает эмоции, даже подчас, отрицательные. Это баланс формы, сюжета, точки зрения. Есть гениальные фотографы, которые убивают свои фотографии обработкой. Ты понимаешь, что в основе снимка отличная фотография, но зафотошопленность картинки полностью ее убивает. Хотя, казалось бы есть все – и талант, и композиция, и сюжет, а хорошей фотографии нет. В хорошей фотографии должны быть искренность и выразительность.
Иногда есть фотография, в которой есть и правильные свет и цвет, выверенная до миллиметра компоновка, ее можно без стыда повесить на видное место у ресепшена в офисе, а смотреть скучно, взглянул и забыл, а есть, казалось бы, явный брак, снимок сделанный с техническими огрехами, с нарушением правил, но с внутренней идеей, своей мелодией, и к такой фотографии хочется вернуться вновь и вновь, она завораживает.

— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Для меня художественность фотографии не является самоценной частью фотографии. Но, может быть, потому, что у меня не получается эта самая художественность? Ничего против художественности я не имею, если она сбалансирована и естественна и является той самой неотъемлемой внутренней частью самого кадра, а не привнесена искусственно. Я в определенной степени завидую тем, кто может добиваться художественности своих фотографий на уровне видения, манеры и умения снимать.

— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— Как таковой разницы в стрите между тем, что снимают у нас, и тем, что снимают там, я не вижу, если только не говорить о том, что тут снимают тут, а там снимают там.

— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Фотографу дано столько, сколько природа ему отпустит. Наверное у каждого, независимо от вида деятельности, рано или поздно наступает момент усталости или неудовлетворенности результатами своего труда, одни успешно проходят такой период, для других это может стать окончанием этого направления и поиска нового.
Все приходит и уходит, иногда возвращается, но наверное, иногда и самому надо уходить, если понимаешь, что топчешься на месте и не испытываешь удовлетворения ни от деятельности, ни от результатов этой деятельности.

— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Нет, такого кадра я еще не снял, надеюсь, все впереди. Пока похвастать особо нечем.

— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— С близкими людьми мои отношения никак не изменились, просто появилось хобби, которое теперь требует некоторого периодического финансового вливания и времени на свою реализацию. Близкие относятся к этому с пониманием и уважением. Фотография, с одной стороны, принесла новые знакомства, новый круг общения, но с другой стороны, делает тебя более самодостаточным, привыкаешь один бродить по улицам.

— Как вы относитесь к профессиональной фотографии и тем, кто занимается коммерческой фотографией? Как вы относитесь к коммерческой фотографии в целом? Интересны ли вам какие-либо другие направления в фотографии,
кроме уличной?
— К профессионалам я отношусь с пиететом и уважением, особенно, если они делают свое дело ответственно и профессионально, а тем, кто занимается коммерческой фотографией могу пожелать только удачи.
Сам я к ней не отношусь. Для меня фотография это только увлечение.

— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Я вполне осознаю свои силы и возможности, поэтому фотография для меня останется лишь увлечением, интересной частью моей жизни, но только частью.

— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Мне сложно говорить о своем почерке. Не могу сказать, что у меня он есть. Я, как говорят некоторые, что вижу о том и пою. Не могу сказать, что я состоялся как фотограф, я многого не умею и не знаю, многое не получается. Да и для этого, чтобы говорить о состоятельности, наверное нужны какие-то победы в конкурсах, опубликованные фотографии и книги, персональные выставки, чего у меня нет и вряд ли когда будет.

— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Конфликты на улице были были, но не сказать, что много. К счастью, не было острых конфликтов и до рукоприкладства не доходило, обычно обходилось все словесной перепалкой, так что и рассказывать особо не о чем. Можно ли избежать конфликтов? Вряд ли, люди по разному относятся к тому, что их фотографируют.

— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Чего нет, того нет.

— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Все искусство это в определенной степени подражательство кому-нибудь или чему-нибудь в той или иной мере. Мне кажется, что подражательство больше проявляется в манере съемки. Как у М, или как у П, или как у Б. В фотографии всегда останется свое место, свой момент, свой ракурс. А сюжеты все давно сложились до нас, и мы их только тасуем от кадра к кадру. Место остается только своей интерпретации вечных тем.

— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Пожалуй тот, что во-первых, фотография может быть искусством, в чем я долгое время сомневался, это право я оставлял только за живописью и рисунком, которыми когда-то занимался, и во-вторых, что фотография может затягивать.

— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Вся моя околофотографическая деятельность заключается только в том, что теперь я часто хожу на выставки фотографий, никакой другой нет.