Дмитрий Степаненко

Родился в Одессе, в Украине, долго жил в Краснодарском крае, потом переехал в Великобританию в 2009. Снимать начал уже в Англии, в 2010 г.

— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Это повод много и бесцельно гулять по городу. А еще это болезнь, пожалуй, зависимость, с ломкой, постоянной неудовлетворенностью, переживаниями (приятными и не очень) и всеми остальными атрибутами.

— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Улицу стал снимать почти сразу в силу доступности этого вида съемки. Потом понял, что для меня это самая настоящая фотография, живая, непредсказуемая.

— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— Не буду оригинальным, если скажу, что первоначально это был Картье-Брессон и Ко. Первые несколько лет я очень увлекался «классической» черно-белой фотографией, чистыми формами, геометрией и так далее. Затем был Гарри Виногранд, с его очень живой фотографией, вырванными кусками жизни, но при этом очень элегантными и пластичными. Потом был Трент Парк с его немного таинственными снимками. Но в какой-то момент я познакомился ближе с работами Алекса Уэбба, и все для меня изменилось, мне стал интересен только цвет. Большое влияние на меня оказали еще такие фотографы, как Харри Грюэр, Эрнст Хаас, Георгий Пинхасов и Сол Лейтер.

— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Я очень слежу за современной уличной фотографией во всем мире, часто вижу отличные снимки у разных фотографов, но выделить кого-то одного сложно.

— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Приемов, наверное, нет. Каждый кадр и каждая ситуация уникальны. Да, в последнее время меня все больше интересует форма, а не сюжет. Более того, мне интересен именно цвет – он и есть мой сюжет, мой главный объект съемки. То есть форма и является для меня содержанием, как бы странно это не звучало. Поэтому, когда я иду по улице, я могу вдруг совершенно неожиданно остановиться и начать наслаждаться цветом чего-либо или сочетанием цветов, форм. И далеко не всегда я буду это снимать, иногда мне достаточно это просто запомнить. Вообще, я фотографии часто воспринимаю как некие абстракции, как набор цветов и форм, а люди являются в них такими же элементами изображения, как и все остальное, только непредсказуемыми.

— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием? Работаете ли вы над какими либо долгосрочными темами или проектами снимая на улице?
— Думаю, это очень персонально. Для кого-то, безусловно, да, а для других это просто способ провести время. Думаю, это так и для других жанром фотографии. В целом, это может быть исследованием.

— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Разница, конечно, есть, иначе бы их не называли разными словами. Но вообще я не очень люблю четкие разделения на стили, есть просто хорошая и плохая фотография.

— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Да, я периодически участвую, недавно был в жюри одного из крупных конкурсов.

— Является ли фотография вашей профессией?
— Нет, я работаю в финансовой сфере.

— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— Сейчас я снимаю на Olympus OM-D EM5, линзы у меня разные, но снимаю обычно в диапазоне 24-40 мм.

— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Быть строже с отбором. Часто меньше – это больше.

— Что для вас Интернет и соцсети?
— Это способ получать информацию, а также делиться своей, получать отзывы. В Интернете я познакомился с очень интересными людьми, хорошими фотографами.

— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— Не могу кого-то выделить.

— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Получаю в Интернете, в том числе в двух коллективах уличной фотографии, в которых состою.

— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Ощущения описать могу, саму фотографию далеко не всегда, да это и не нужно никому.

— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Смысл, я считаю, есть в любой хорошей фотографии. Иногда смыслом может быть получение эстетического наслаждения. Для меня это часто главный смысл.

— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Наряду с документальной фотографией она призвана запечатлеть наше время. Но с другой стороны, она фокусируется на каких-то незначительных событиях, повседневности.

— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он? 
— Это как философский камень, вещь хорошая, но не существующая.

— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Безусловно, фотография, это такое же искусство, как и живопись, скульптура или литература.

— Что для вас хорошая фотография?
— Как правило, для меня это в уличной фотографии или уникальный момент, или уникальное видение автора. Лучше, если это сочетание этих двух параметров.

— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Если под «художественностью» понимается форма, как противопоставление содержанию, то почему бы и нет. По крайней мере, она ценна. Я вообще не люблю их противопоставлять.

— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— Думаю, стрит довольно сильно отличается в разных странах, так как многое зависит от «декораций», от культуры людей. Многие фотографы, уезжающие в Индию или на Кубу привозят из них очень похожие фотографии, а в своих странах снимают совсем другое и по-другому.

— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Насчет количества лет не скажу, наверное, пока есть интерес к жизни. Усталости я не чувствую.

— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Надеюсь, что впереди, хотя я постоянно собой недоволен.

— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Да, если не считать того, что фотографией я могу заниматься только в одиночестве. Такой парадокс.

— Как вы относитесь к профессиональной фотографии?
— Я положительно отношусь к любой профессии.

— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— В принципе, я и так посвящаю ей почти все свое свободное время, даже если не снимаю. А успех – это понятие относительное.

— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Почерк у меня менялся уже несколько раз в зависимости от моих интересов в фотографии, но не мне судить, узнаваемый ли он.

— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Конфликтов особых у меня не было, бывают иногда недовольные люди, я от них просто ухожу и продолжаю заниматься тем, чем мне надо.

— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Если они и существуют, то я о них не знаю.

— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— У многих людей с этого все начинается. Главное, вовремя пройти этот этап.

— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Наверное, это другой взгляд на мир вокруг. Я всегда представляю, как то, что передо мной, будет выглядеть на фотографии. Еще, конечно, это знакомства и общение с интересными людьми во всем мире.

— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Я участвую в двух уличных коллективах (Momentum и The Street Collective). Со вторым коллективом мы готовимся к большой выставке в Швеции в конце лета. В 2015 я был в жюри Miami Street Photography festival, ездил на закрытие фестиваля, встретился там с большим числом талантливых фотографов, с которыми поддерживаю контакт.