Евгений Ком

Евпатория, Запорожье.

— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Место разнообразного и неповторимого.

— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Снимаю на улице, сколько себя помню в фотографии, так как отношу себя больше к наблюдателям, а не сочинителям…

— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— Разные неосознанно, так как фанатеть долго не умею…, скорее нахожу много общего во взглядах на документальную фотографию в таких авторитетах, как Картье-Брессон…

— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Использование телевика и незаметность своих телодвижений, ради естественности мизансцены… Быстрота обеспечивается вовлечённостью, больше похожей на медитативное внимание, отсутствием фоторемня, весьма мешающего и фотоаппарат непосредственно в правой или левой руке, лучше левой для мгновенной реакции, так как извлечение из кофра занимает много важных секунд, да и часто просто бывает лень копошиться, что, кстати, очень становится заметным для окружающих… Одна из главных тем с 78 года и по сегодняшний день “История пляжа”…

— Считаете ли жанр стрит фотографии исследованием?
— С помощью стрит фотографии я исследую мир. Обращаю внимание на все, что меня окружает, на любые изменения в пространстве, людях. Накопилось большое количество архивов, раскладываю снимки по сериям, подборкам. Иногда углубляюсь в интересующую меня тему.

— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Она (форма) чаще всего отсутствует у фотографов, гоняющихся всего лишь за событием, и невольно проявляется у авторов, имеющих художественный вкус… Так что, документ тоже может быть как сухим протоколом, так и эстетическим явлением, в зависимости от определённых качеств у снимающего… Разница только в этом.

— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Не участвую только в салонных и дорогих… Салон — не мой формат.

— Является ли фотография вашей профессией?
— И профессией тоже.

— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— Какая в руки попадёт… А попадают, в основном, призовые, фирмы Canon… Объективы предпочитаю зумы с хорошим размахом, например 18-200 для оперативной съёмки.

— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Искать сильных соперников и не очаровываться высоким рейтингом на любительских сайтах.

— Что для вас Интернет и соцсети?
— Возможность расширить зрительскую территорию и быть в курсе современной фотографии.

— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— Конкретных учителей нет, каждый встреченный шедевр без сомнения активизировал и влиял… Знаю, что в самом начале такое влияние (модные течения, сильный автор) только на время испортило мой собственный стиль…

— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Первое время была любопытна реакция на мои работы, пока я не понял психологию массового восприятия и уникальность авторского видения, которое важно своей искренностью, новизной взгляда, а не высокими рейтингами… Сегодня непонимание моих снимков для меня естественная норма, а агрессивные нападки вызывают только улыбку… Сегодня фотография для меня не столько удовольствие от комплиментов, как повод собственного развития и кайфа от самого процесса.

— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Для меня важнее эстетический, чувственный момент, притягивающий наш взгляд и возбуждающий воображение, а проявится в результате какой-либо смысл или нет, вторично… Ведь любые наши изыски — всего лишь новая форма на старые истины… Ничего нового об этом мире мы не скажем, мы отличаемся только авторским неповторимым стилем исполнения.

— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Создать ОБРАЗ улицы через объекты, тени, рефлексы, отражения, пластику людей или использовать весь этот набор, как инструмент для передачи идей, далёких от самой улицы.

— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Я давно убедился, что фотография может абсолютно всё, что существовало и существует в области живописного искусства… Эстетические средства те же, только техническое исполнение разное… Определение художника на сегодня пока разное, для многих традиционно считается предметом искусства рукотворное творчество… Для меня первично развитое чувство вкуса, мировоззрение, авторский стиль, что можно сразу почувствовать даже на плохом мониторе…

— Что для вас хорошая фотография?
— оОстанавливающая мой суетный бег по страницам интернета или выставочного пространства… Не путать с неусыпным любопытством к женской плоти, которая в любом исполнении всегда имеет свой высокий рейтинг.

— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Затрудняюсь ответить.

— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— По культуре исполнения, уму и свободе мы тащимся сзади.

— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— У каждого, в зависимости от творческого потенциала, идея имеет свои размеры и скорость исполнения… Кстати и характера, что иногда даже талантливого фотографа тормозит по внутренней деликатности, воспитанию, наследственной робости, а бывает, что слабый фотограф, будучи в хорошем смысле раскрепощённым и даже наглым, привлекает к себе внимание, успевая вскрыть какие-то запрещённые ранее темы… Усталость у меня бывает не от фотографии, а от повторов самого себя и пребывания слишком долго на одном месте… Для освежения люблю путешествовать.

— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Есть такая иллюзия, что лучшее впереди.

— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Только в одиночестве и можно создать, смедитировать на нечто удачное… Поэтому не люблю съёмочные оргии, обычно получаются традиционные глупости… Обожаю одиночество.

— Как вы относитесь к профессиональной фотографии и тем, кто занимается коммерческой фотографией? Как вы относитесь к коммерческой фотографии в целом? Интересны ли вам какие-либо другие направления в фотографии,
кроме уличной?
— Всю жизнь работал в профессиональной фотографии, но никогда не путал чужой заказ и свой… Априори не давал никакой оценки заказным работам, даже если они нравились другим, хотя возможно это субъективно.

— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Для меня истинное творчество-процесс, подобно детской игре… Ведь дети иногда рисуют шедевры, даже не понимая их ценность… Для них самое ценное — процесс рисования, а не аплодисменты окружающих… Храни меня бог от переориентировки удовольствия от игры в удовольствие от внешних девидендов…

— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Так говорят, хотя это бывает досадно, особенно когда участвуешь в анонимных конкурсах, а члены жюри тебе потом говорят, что твои снимки трудно не узнать и поневоле не способны оценить беспристрастно.

— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Редко и только, если нарываешься на идиотов или недостаточно ловок с аппаратурой… У каждого свой приём при съёмке в общественных местах, меня выручает лишь скорость, использование телеобъектива и согласие убрать файл, ради сохранности аппаратуры и зубов.

— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Не анализировал.

— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Если оно не выходит за пределы лаболатории и является всего лишь этапом пополнения профессиональной копилки, то нормально.

— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Как уже писал, изменение своих взглядов на человека… Второе — убеждение, что формула счастья проста — посвятить себя любимому делу.

— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Меня раньше разрывало между рисованием, сочинительством стихов, юморесок, бальными танцами… Сейчас всё свелось к одной фотографии.