Ирина Катаева

Челябинск, Россия.

— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Фотоохота, где дичь это ощущение странности.

— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Мой муж, Катаев Юрий, был фотографом. Когда его не стало, я стала снимать ежедневно, бессмысленно, механически. Коллеги мужа сказали, что я снимаю стрит и дали ссылку на ФУФ. Это было 3 года назад. Все посмотрела. И пропала там. И собственно Фестиваль и стал тем классиком, что оказал на меня влияние, потому, что я не фотограф, а белый лист, еще курс Ильи Штуцы не досмотрела.

— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Георгий Пойлов. Его последнее русское простое лето. Так близко подошел к жизни, вплотную, что оказался на ее краю…

— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Люблю незнакомый город, ничего про него не знаю, открывать как подарок с бантиком. Люблю тень, цвет, много цвета, сколько влезет в камеру, лучше декадентского, полосатое еще.

— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой?
— Когда фотографии начинают делить на жанры и направления, и обносить штакетником каждый участочек, мне сразу хочется найти дырку в заборе.

— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Редко, за компанию и если бесплатно. Интересных конкурсов мало, кажется.

— Является ли фотография вашей профессией?
— Нет.

— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— У меня есть только то, что оставил Юрий – его призовая любимая камера Canon 5D с объективом 17-40мм.

— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Найти еще большего и очень стеснительного новичка и ходить с ним. Вы просто чудеса храбрости и находчивости будете творить. Очень мобилизует и заостряет внимание.

— Что для вас Интернет и соцсети?
— Зависима, зависима и еще раз, увы…

— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Пусть будет, только глубоко зарытый.

— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Досуга и полезных здоровью прогулок.

— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он? 
— Выходить на улицу и снимать.

— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Конечно, искусство, только так относиться, воспринимать, только так и работать в нем имеет смысл. И сомневаться. Только тогда есть шанс. Выход из плоскости куда угодно хорош, особенно при развитой синестезии.

— Что для вас хорошая фотография?
— Радость для глаз, желание повесить на стенку, купить, завидно еще.

— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Да, в 1986 году, и недавно сканировала кадр и стала всем показывать, печатать, выставлять и посылать на конкурсы. И что бы ни снимала еще, все говорят – это не то, вот «птица» – это да! И теперь могу снимать, что попало!

— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Когда смотрю в видоискатель, то забываю об одиночестве.

— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Определенно не стремлюсь обрести собственный почерк, скорее избавиться от внутренних штампов, но это очень трудно.

— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— День без конфликта – день пустой. Вход и выход из конфликта, это как езда по трассе – только заканчиваешь обгон и уже примериваешься к следующему. Не имею в виду драки, ругань, приводы в полицию. Конфликт в той неловкости, которую испытываешь, снимая людей. Чаще всего после щелчка затвора, объясняю свой интерес искренним восхищением: «не могла удержаться, чтобы не снять вашу собачку, букет, стильный наряд, как вы ловко работаете…
А проще всего отойти с достоинством встречным вопросом «Извините, недавно в вашем городе, где могу найти кафе, библиотеку, знаменитый памятник?», или «как побыстрее выбраться с вашей частной охраняемой территории?».

— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Подражательство преследует меня постоянно, чем бы ни занималась, бывает, заканчиваешь архитектурный проект или разработку дизайна и вдруг находишь очевидный аналог.
Слепила керамическую вазу подруге в подарок. Она вернулась из Парижа, встретились. Подруга фото показывает – вот видела вазу на выставке, купить, конечно, никак, дорого, слепи такую. А я ей вазу свою. Совпало. Один в один. И начали ругаться, подозревая розыгрыш, слежку, издевательство с целью свести с ума. Интернета, замечу, еще не было, знали только то, что в реале видели. Тут еще знакомая искусствовед подошла – что вы ревете? Такие вазы были характерны для крито-микенской культуры 11в. до нэ. Подражательство хорошо, работать в направлении, подчиняясь определенной школе и стилистике. Развивать надо крито-микенскую культуру.
Поляна стрита широка, богата традициями, пахать и пахать…

— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Лучший кадр, снимается по дороге в булочную, между делом, а когда построишь колоссальные планы – обычно ничего.

— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Занимаюсь наследием Юрия, выставку делала, сейчас книгу… это параллельный мир и, пожалуй, не менее интересный, чем перпендикулярный.