Николай Дуткин

Россия, Чувашская республика, г. Чебоксары.
Член Союза фотохудожников России.
Финалист выставки “Best of Russia”. Москва 2013 г.
Участник «Молодые фотографы России». Плес 2013 г.
Участник фотофестиваля в Калининграде «Балтийская биеннале фотографии. Фотомания’15».
Участник выставки фестиваля Eastreet 3, (финалист конкурса Люблин, Польша, 2015).
Участник выставки фестиваля Miami Street Photorgaphy Festival (финалист конкурса, США, Майами, 2015)
Участник выставки “INNERVISIONS-2”, Москва 2016.
Участник выставки Фестиваля уличной фотографии, Москва 2016.
Публикация в международном проекте «Russia beyond the headlines», публикации в журнале Foto&Video .

— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Жизнь, которой, видимо, нет.

— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Сначала понравилось ловить сюжет с эмоциями лиц, не навязанных и не искусственно созданных. Позже стал больше обращать внимание ещё и на окружающую обстановку. Удачный результат симбиоза перечисленного иногда сильно удивляет. Так что вспоминаешь известный мем про Карла.

— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние?
— Из наших Владимир Соколаев, а из зарубежных зацепил Йозеф Куделка.

— Кто из современных авторов вам интересен?
— Георгий Пинхасов, Сергей Максимишин, Bruce Gilden, Александр Слюсарев.

— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Больше нравится снимать в “лоб”.

— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием?
— Никаких исследований. Только страсть.

— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— В вопросе какой-то подвох. Подумаю об этом позже.

— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Да.

— Является ли фотография вашей профессией?
— Нет, это хобби.

— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— Использую зеркальный фотоаппарат Canon EOS 500D, а также универсальный фотоаппарат Panasonic Lumix dmc-Lx5. В основном для уличной съемки использую линзу Canon EF-S 10-18 mm.

— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Подходить ближе к объекту фотосъемки и всегда экспериментировать.

— Что для вас Интернет и соцсети?
— Способ узнавания нового, интересного в мире.

— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— Сергей Косолапов – основатель первого в республике Чувашия специализированного фотографического сайта “Чебоксарский фотосайт/ фотоклуб” (ЧФ), организатор многих молодёжных и клубных выставок в нашем городе.

— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Я фотографирую то, что цепляет взгляд. И мне приятно, что находятся такие люди, которым интересны мои работы.

— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Это просто праздник какой-то.

— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Не обязательно, это может быть пустой кадр, типа квадрата Малевича. Но некий зритель найдет для себя в нем свой смысл, свой сюжет, воспроизведя его через призму своих переживаний и прожитого.

— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Показать жизнь, неподкрашенную нарочно. Пусть так, да.

— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он? 
— Наверное, нет. Это дело случая, времени, места, реакции.

— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Уличная? Нет, не является. Напоминает театр, где герои не выучили свои роли.

— Что для вас хорошая фотография?
— Редкий зверь.

— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Скорее, уникальность момента.

— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— Люди на улицах в других странах проще относятся к стрит фотографам, будто они привыкли, что каждый десятый человек это турист.

— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Ну и вопрос! Спросите меня про это лет через 20.

— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Надеюсь, что все еще впереди.

— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Одиночество – мне неизвестна эта штука.

— Как вы относитесь к профессиональной фотографии?
— Уважительно.

— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Думаю, да. Для меня это маленькое своеобразное путешествие.

— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Нескромно так про себя говорить, но некоторые работы угадывают.

— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Бывали. «Чтоб избежать, лучше быстро убежать». Скрыться в толпе, чем объяснять причину, разъяснять, что никакого злого умысла нет. Это, как правило, пустая трата времени.

— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Нет, я еще только учусь.

— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— В малых дозах яд — лекарство. Главное, не зацикливаться на изучении и стараться привносить своё.

— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Оказывается, в наше время не надо ждать круглую дату или пенсионный возраст, чтобы тебя заметили или отметили.

— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— До сих пор, в основном, занимались мной.