Сергей Осьмачкин

Россия. Самара.

— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Вся фотография снятая вне помещения – уличная. Это очень широкий спектр.

— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Снимать улицу начал практически сразу как увлёкся творческой фотографией. В 70-е годы чердаки домов в Самаре были все практически открыты. Верхняя точка съёмки весьма расширяла горизонты обыденности.

— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние?
— Ральф Гибсон, Иозеф Куделка, позже Александр Слюсарев.

— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Трент Парк, Георгий Пинхасов, Нина Ай-Артян… хороших фотографов немало по миру. Привлекает ясность изложения сюжета и при этом общая недосказанность. Это и есть та самая магия фотографии.

— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Излюбленные приёмы, конечно есть, но их лучше увидеть на моих снимках. Люблю тактичность при съёмке на улице. Не лезу объективом в лицо прохожим.

— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием? Работаете ли вы над какими либо долгосрочными темами или проектами снимая на улице?
— Для себя исследованием я бы это не назвал. Чересчур пафосно.

— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Формалистика это – этюды. Ничего не имею против. Она может быть и сама по себе, и в стрите. Всё дело в подходе. Он определяет конечный результат.

— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— В конкурсах активно участвовал в самом начале своих занятий фотографией. Сейчас практически – нет. Советую сразу обращать внимание на состав жюри. И – не обижаться на “пролёты” или не награды.

— Является ли фотография вашей профессией?
— Да. Я профессиональный фотограф. Но, творческие дела снимаю всю жизнь , как любитель, “в стол”, для себя.

— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит?
— Никон. Оптика небольшого диапазона. Ни сверх теле, ни широко – не использую.

— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Новичкам, прежде всего, образования. История искусств. Знание не только имён мировых мастеров, но и картинки их, музыку, кинематограф… Фотография – лишь потом.

— Что для вас Интернет и соцсети?
— Инет и соцсети – палка о двух концах. Если пользоваться умело – необычайный ускоритель жизни, коммуникатор. В противном случае – гора мусора.

— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— Как такового, специального учителя у меня не было. Больше занимался самообразованием. В СССР не было фотошкол.

— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Связь со зрителем в общем-то не важна. Поскольку зритель разный, всем мил не будешь. А понимающий зритель – редкость. Вот с таким связь важна.

— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Могу описать, но это будет литературное приближение, весьма условное. И потом, у каждого человека свои ощущения, даже искусствоведы, порой, заблуждаются, трактуя ту или иную картинку. А ведь они жизнь положили на это.

— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Смысл в фотографии определяет зритель. Художнику вредно задумываться над “смыслом”. Иначе – литературщина, сразу.

— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Уличная фотография не решает никаких задач. Это такая вольная птичка.

— Что для вас хорошая фотография?
— Хорошая фотография для меня это когда мне хорошо, глядя на неё. Нет дискомфорта, а – наоборот – полный восторг открытия нового смысла.

— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Художественность фотографии это искусственно придуманный термин, равно как, например, слово – фотохудожник. Фотография не нуждается вот в таких подпорках. Настоящая фотография.

— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
—Разницы нет. Мир больше, объёмнее. Изощрённых авторов побольше. А так, плюс-минус одинаково.

— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Кадр своей жизни. Как пафосно! Доживём до смерти, там видно будет.

— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Фотография это безусловно занятие одиночек, творческая фотография. Одиночество в творчестве неотъемлемая составляющая. В социуме, совсем наоборот.

— Как вы относитесь к профессиональной фотографии и тем, кто занимается коммерческой фотографией? Как вы относитесь к коммерческой фотографии в целом? Интересны ли вам какие-либо другие направления в фотографии,
кроме уличной?
— Я отношусь к профессиональной фотографии. Непосредственно. Но делать заказную съёмку и съёмку “для себя”, совершенно разные вещи. Там – заработок и удовольствие, если совпали взгляды с заказчиком. Здесь – удовольствие в чистом виде. Химически чистое.

— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— .Сколько лет дано на осуществление планов творческих, решает каждый конкретный творческий организм. Кто-то сдувается и живёт старым багажом. Время меняется… А усталость от фотографии это ничто иное, как потеря жизненных сил. Если в человеке , немолодом, бурлит энергия, при его то опыте!, какая может быть – усталость!?

— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Всю жизнь только этим и занимаюсь.

— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Надеюсь, так можно сказать.

— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Конфликты случались, на улице. Всегда стараюсь до них не доводить. Корректность и такт. Плюс наглость и хамство, в тяжёлых случаях, всегда спасают. Но, последнее – редкость. А главное, по любому, уверенность в себе и понимание ситуации.

— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Ученики конечно существуют, но специальной, официальной, школы, пока не открывал. Поскольку – всё на любви.

— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— К подражательству в искусстве отношусь терпимо. До той поры, когда автору уже пора брать вожжи в свои руки. Дальше это называется словом – плагиат. В искусстве.

— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Рано подводить черту, сам ещё не готов. Но то что в мире и в нашей Самаре так много талантливых, фотографически, авторов, это пожалуй, радостная неожиданность.

— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Другой деятельностью не занимаюсь. Около. Фотографии хватает. А времени – не хватает.