Эльдар Акберов

Баку. Азербайджан.
Осознанно начал фотографировать с 2011 года, не хотелось бы перечислять выставки, это долго и не интересно, в 2015 году выпустил книгу самиздатом “DEJA VU”, в количестве 30 шт.

— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Прогулка с фотоаппаратом наперевес.

— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Снимать улицу стал с самого начала, даже не задумывался о съемке где-либо еще. Все произошло само собой, кризис в жизни. Перестал понимать окружающих меня людей, одним словом, ушел в себя. Взял фотоаппарат и то, что не мог сказать, выражал через фотографию. Искал какого-то равновесия в жизни и нашел.

— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— Классика подразумевает ЧБ фотографию, мне она совершенно не интересна. Если, Сола Лейтера, Эрнста Хааса, Стивена Шора и Уильяма Эглстона можно назвать классиками, то они.

— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Джеф Уолл за отношение и понимание фотографии как живописного полотна; Андреас Гурски за масштабность мышления; Александр Гронский, Борис Савельев как за наших современников, из постсоветского пространства, которые смогли самоутвердиться, создав свою эстетику, понятную на западе; Александр Слюсарев за его не решающий момент и эстетику плоского пейзажа; Дмитрий Музалев за его стабильность и самодостаточность в своем творчестве.

— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Нет. Все зависит от того, в каком месте и в какой ситуации я нахожусь. Исходя из этого и полагаясь на свое эстетическое восприятие у меня возникает идея что снимать.

— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием?
— Нет. Для меня это фиксация, основанная на визуальном опыте.

— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой?
— На данный момент отвечать на этот вопрос с моей стороны будет не корректно. Я до корней волос формалист. Форма для меня является приоритетом, поэтому ответ очевиден.

— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Да, стараюсь.

— Является ли фотография вашей профессией?
— Нет.

— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— Здесь нужно определиться, в каком контексте рассматривать стрит, это и определяет выбор техники. Для меня это то, что находится за порогом моего дома, это может быть улица, лес, поле, свалка и.т.д. Исходя из нынешнего визуального восприятия я снимаю на дальномерную среднеформатную камеру FUJIFILM GF 670 professional, она достаточно мобильная, фикс объектив EBD 80mm/F-3.2, формат кадра 6х7, пленка исключительно слайдовая Fujichrome PROVIA 100F/120mm и Fujichrome VELVIA 50/120mm. Проявляю самостоятельно.

— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Быть настроенным на кадр сегодняшнего дня. Будет ли он лучшим или худшим в вашем творчестве, это не важно, на данный момент. Настрой на кадр заставляет тебя быть любопытным, подвижным, думающем и видящим.

— Что для вас Интернет и соцсети?
— Коммуникация.

— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— К сожалению, такого человека нет. Но есть те, кто повлиял на меня. Когда то я выставлял свои фотографии на сайте “Фото жизнь”, там был человек под ником Edu, сначала я не понимал его работы, но смотрел как завороженный, даже вопрос боялся задать, он был достаточно резок и объективен в своих высказываниях, но со временем мы подружились, и я стал чувствовать и открывать для себя новый мир в фотографии. Вот один из самых ранних примеров. Хотя он сам об этом и не подозревает. Я и сейчас захожу на этот сайт, ради того что бы посмотреть его работы. В каждый период времени появлялись люди, которые повлияли на мой творческий путь.

— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Да, важна. Интернет. Выставка.

— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Мне больше нравится смотреть художников чем фотографов, именно так я формировал свою визуальную насмотренность. Если я вижу хорошую фотографию, хочу того или нет, я провожу параллели с художественным полотном художника, с эстетикой которого перекликается данная фотография.

— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Когда я смотрю фотографию и вижу, что автор хочет навязать мне “смысл”, то я убираю ее в сторону. Когда я вижу предложенную автором связь, то мне становится интересным смотреть ее дальше, ища визуальное подтверждение, которое и формирует эстетику. Эстетика уже подразумевает искусство.

— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Хотим того или нет, мы живем в эпоху постмодернизма, мы просто погружены в нее. Когда сам предмет или объект, созданный человеком, может сказать больше о нас чем сам человек. Поэтому меня сейчас больше интересует в уличной фотографии интерес к предметности.

— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он? 
— По крайней мере, у меня его нет.

— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Однозначно, фотография является чисто визуальным искусством. Очень часто, используя документальную и репортажную фотографии, фотографы выходят из плоскости чисто визуального, для достижения своих целей, используя спекуляцию на образах, с целью воздействия на общественное мнение. Но то, что становится понятным обычному обывателю, уже не является эстетичным, тем самым отдаляет фотографию от самого понятия искусства.

— Что для вас хорошая фотография?
— Эстетичная фотография.

— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Под слово “художественность” можно подписать очень многое.

— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— Да, разница есть. Все зависит от региона проживания, культурных ценностей, этнической особенности. Невозможно снять, как снимает Стив МакКерри в Индии, у нас в Баку, это не реально. Хотя я понимаю подоплеку вопроса, о стирании границ в фотографии, о новом термине “Фотограф мира”, и все такое, единственное, что может объединять, это почерк автора.

— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Не думаю, что в творчестве можно планировать, можно воплощать идеи, творческие замыслы, а они зависят от вдохновения, которое мы можем получать, если позитивно настроены по жизни. У меня усталости нет, есть только радость от занятия фотографией.

— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Пока я живу, кадр всей жизни еще впереди, а потом решать уже не мне.

— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Фотография скрашивает мое одиночество.

— Как вы относитесь к профессиональной фотографии?
— Положительно, это такая же профессия как и все остальные.

— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Я даже догадываюсь, кто сформулировал этот вопрос. Фотография для меня это прежде всего способ получения эстетического удовольствия, а потом уже все остальное, т.е шансов на успех может и не быть.

— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Как уже говорил, я больше интересовался художниками, изучая их творческий путь, видел, как менялся их стиль на протяжении всей жизни, пока они не приходили к пониманию того, что делали. Все зависит не от почерка или стиля, а от идеи и способа ее реализации. Те идеи, которые есть сейчас, подталкивают меня к их реализации теми способами, которые я для себя сформировал. Если завтра у меня возникнут новые идеи, то нужны будут новые способы, другой подход, свежий взгляд, для их реализации. Я не хотел бы ограничивать себя каким то почерком или стилем.

— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Будьте самим собой, тогда не будет страха и волнения. Собеседник сразу это чувствует и настораживается, если вы спокойны, то и он чувствует это, обстановка разряжается.

— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Последователи есть, учениками никого не могу назвать.

— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Положительно, это нормально, пока ты ищешь себя.

— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Уверенность в себе и в своих возможностях.

— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
—Пытался, наткнулся на безответственность людей.

Серия Deja Vu