Залман Шкляр – известный российский фотограф, который занимается стрит-фотографией более 20 лет. Основными направлениями творчества этого фотографа являются уличная и жанровая фотография с элементами нуара и авангарда.
Залман много путешествует по миру, что отражается в его творчестве. Хотя, в основном, живет он и работает в Москве, где основал и руководит собственным фотоагентством ZS Photo Agency, а также состоит в Российском Фото Союзе, Союзе фотохудожников России, World Photography Organisation, World Street Photography оrganisation, является Главным редактором on-line журнала «Фотокультура».
Мир фотографии Залман открыл для себя через Тору. Как интересно сам рассказывает фотограф в интервью с журналом «RosPhoto» – «Мир, который создал Творец, многогранен, и одна из моих задач как фотографа — раскрыть его красоту и очистить ее от ненужной шелухи. Это как гроздья винограда, окруженные листьями: с одной стороны, они его защищают, а с другой самое ценное — это сам виноград, ягода. Иными словами, не существует мира фотографии как отдельной субстанции. Это просто некий инструмент раскрытия святости здесь. И если он находится в правильных руках, руководимых разумом, то задача будет решена и цель достигнута».
Работы Залмана Шкляра неоднократно были положительно отмечены мировыми фотографами и арт-критиками, среди которых Max Kozloff, Gueorgui Pinkhassov, Bill Rauhauser, Rui Palha, John Free, Thomas Hoepker.
— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— В моей жизни много инструментов для «раскрытия искр» в этом мире. Одним из этих инструментов является для меня как раз уличная фотография в разных вариантах, формах ее проявления. По сути – это многогранный процесс.
— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Фотографией увлекаюсь уже более 25 лет. Уличную жизнь снимать стал почти сразу же, т.к. с друзьями постоянно скитались по улицам провинциального городка, где я родился. Тусовки, неформалы, андеграунд… все эти процессы напрашивались на фотофиксацию.
— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— Я знаком со многими классиками стрит-фотографии, среди которых John Free, Thomas Hoepker, Rui Palha и самый пожилой, наверное, из всех ныне здравствующих, Bill Rauhauser. Их творчество я отношу к «классическому» стриту. Безусловно, есть фотографы, которые снимают улицу, но их акцент больше смещен к метафизическому восприятию и раскрытию. К таким отношу Бориса Савельева и Георгия Пинхасова. Все эти люди, их творчество оказывают постоянное, почти каждодневное, на меня влияние. Фактически, от всех них я имею положительные отзывы о своих работах.
Очевидное влияние на формирование моего вкуса оказали и советские «классики» Александр Родченко, Александр Абаза и Юрий Рыбчинский, Ляля Кузнецова и их коллеги «западного цеха» – Анри Картье-Брессон, Josef Koudelka.
— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Ну, во-первых, это «классики», о которых я уже сказал. Их взгляд¸ вкус и творческий результат мне всегда интересны. Я учусь у них. Очень импонирует творчество Игоря Мухина, Tadashi Onishi, Hiroharu Matsumoto. Каждый из них имеет обострённое чувство психоделизма, своеобразной внутренней «гениальности», настроенной на мою волну восприятия.
Пристально интересуюсь «цветным» творчеством, которое «исповедует» Martin Parr, Alex Webb, Steve McCurry, David Alan Harvey, Saul Leiter, Gabi Ben-Avraham и другими. В их работах я учусь «видеть мир в цвете», в его построении, в сочетаниях цветных оттенков и контрастов.
— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Приемы просты – умение предвидеть решающий миг в сочетании с чистыми намерениями и опытом. Я чувствую, что в том или ином месте, в то или иное время, должен быть создан кадр, который мне принесет удовлетворение. Естественно, я к этому духовно готовлюсь, порой долго.
Если говорить о теме, то я предпочитаю разные «поджанры» стрит-фотографии. Порой люблю акценты делать на жесткую геометрию, порой на «нуар-стрит», последние пару лет опять возвращаюсь к метафизике цветного стрита. Недавно, как раз, прошла моя выставка по этой теме, так и называется «Метафизика в уличной фотографии».
— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием? Работаете ли вы над какими либо долгосрочными темами или проектами снимая на улице?
— Для меня исследованием является в этом мире только одно – Тора. Все остальное – инструменты, в том числе фотография. У меня есть несколько проектов по уличной фотографии. Как правило, я их оформляю в собственных выставках или книгах.
— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Есть Вы имеете ввиду творчество Александра Слюсарева и его последователей, то у меня иной подход к метафизическому «формализму». Для меня лично подобный подход чужд.
— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Редко, не интересно участвовать в бизнесе других лиц, если это не несет обоюдные обязательства. Я благотворительностью и так занимаюсь. Организация платных конкурсов – это неконтролируемый процесс со стороны участников, которые дают на это деньги. Мне это напоминаем чем-то системы финансовых пирамид, по-типу «МММ». Финансовый куш получает организатор, без всяких обязательств к объективности оценочной деятельности. Грубо говоря, человек, который отдал деньги на подобные конкурсы, не может знать будет ли рассмотрена его каждая работа. И если она будет рассмотрена и отвергнута – почему и каким образом формируется мнение каждого члена жюри по его работе. Поэтому эта система не прозрачная и односторонняя.
— Является ли фотография вашей профессией?
— Она является частью моей жизни, мастерством.
— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— Все что под-руку попадется. Он смартфона до зеркальных камер. Сейчас в основном использую Olympus. Раньше лет 20 назад, кстати, тоже его использовал. Арсенал линз различный, для улицы использую в основном широкоугольные объективы. Люблю работать с мануальными линзами.
— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Много читать книг по фотоискусству. Постоянно анализировать творчество мировых фотографов. Каждый день снимать, каждый и много… Иметь самокритику.
— Что для вас Интернет и соцсети?
— Мусор, из которого можно извлечь «бриллианты».
— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— Если мы говорим о фотографии, то в разное время я учился у разных фотографов, они не публичные личности.
— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Важна. Иначе нет смысла заниматься фотографией. Если ты имеешь только удовольствие для себя, то, это, как минимум, эгоизм. Мир прекрасен, его надо только уметь раскрывать для других людей, исправляя их недостатки.
— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Никогда не задумывался об этом. Но, если фотография меня цепляет, я ее начинаю изучать и анализировать. Пытаюсь понять идею и взгляд фотографа. Начинаю «раскладывать ее по полочкам». Делаю выводы для себя.
— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Обязательно. Я ранее об этом уже сказал, для меня фотография – это инструмент для исправления. Каждый снимок должен нести в себе идею, философию неповторимого мига и места, где он раскрылся.
— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— У кого как. Кто-то ставит перед собой одни задачи, мои воззрения известны. В данном случае уличная фотография гармонично в них вписана. Через призму фотоискусства я стараюсь раскрывать «искры святости», которые спрятаны за шелухой грязи. Видеть и чувствовать проявление Всевышнего везде – это тоже своего рода «искусство».
— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он?
— У каждого народа и в разные эпохи свои рецепторы восприятия. Можно сравнить уличную фотографию «советского» по ментальности человека и работы японских уличных минималистов. Очевидна пропасть. Универсального рецепта нет. В каждом месте свои приоритеты и премии.
Для меня лично удачная фотография, которую я сделал, это та, которая может привести к исправлению человеческих пороков.
— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Фотография является искусством. У меня в этом нет никаких сомнений. Сейчас очень сильно развивается тенденция смешанных форм передачи авторских творений. Яркий пример – это использование мультимедиа в выставочных проектах. Особенно это развито в европейских странах. Когда «на помощь» визуальному объяснению фотографии приходит аудио, видео или иная форма воздействия на зрителя. Поэтому, если брать фотографию, как основу языка «воздействия», то эта основа может дополняться другими инструментами. Главное – объективно и чисто донести до зрителя чувства автора.
— Что для вас хорошая фотография?
— Та, которую я еще не создал.
— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Конечно, в моем понимании любой уличный кадр должен нести художественную нагрузку. При том не важно, какой жанр стрит фотограф «исповедует». Без развитого эстетического вкуса (или врожденной гениальности) невозможно прийти к максимальному воздействию на зрителя.
— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— Есть. У нас большое наследие взгляда на улицу фотографов советской эпохи. В этом есть великая индивидуальность русской школы уличной фотографии. К сожалению, это теряется с каждым годом. Идет процесс замещения на западную школу стрит-фотографии. Это нормальный интеграционный процесс. Но надо найти в себе мужество пользоваться и развивать классическую форму уличной фотографии, которая у нас была очень хорошо раскрыта, несмотря на новые тенденции.
Есть галерист в Нью-Йорке, известная фигура в области мирового фотоискусства, Howard Greenberg, с которым я познакомился пару месяцев назад. Он имеет и популяризирует классические работы прекрасного нью-йоркского фотоагентства «Фото Лига». Он считает, что на документальную классику всегда будет спрос, к ней всегда будет проявляться профессиональный интерес независимый от страны, возраста и даже эпохи.
— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Говорят, Андри Картье-Брессон устал под конец жизни от фотографии. Когда Йозеф Куделка в Лондоне встретился с Анри Картье-Брессоном, последний почти оставил фотографию, чтобы полностью посвятить себя живописи. С другой стороны Йозеф Куделка до сих пор творит. Творческая усталость, безусловно, меня настигает. Хочется успеть сделать очень много, но катастрофически не хватает времени. Жизнь – это миг. Творческий миг, как мгновенный кадр с короткой выдержкой. Поэтому и те моменты, которые я снимаю на улице – это неповторимые мгновенья целой жизни.
— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Он впереди. Бывает, я хватаю его «за хвост», но он ускользает. И так – каждый день.
— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Все близкие и родные уже давно смирились, что я могу в любой даже в неподходящий момент начать снимать и меня уже не остановить. Я буквально погружаюсь в свой внутренний мир – могу часами находиться в одном месте и не сходить с него, пока не достигну желаемого результата. Поэтому те, кто со мной в это время находится, не могут разделить со мной это время ожидания решающего момента. Что касается новых людей…. Чем больше мои работы видят на выставках, в интернете, тем больше со мной начинают советоваться, интересоваться моей творческой философией.
— Как вы относитесь к профессиональной фотографии и тем, кто занимается коммерческой фотографией? Как вы относитесь к коммерческой фотографии в целом? Интересны ли вам какие-либо другие направления в фотографии,
кроме уличной?
— А кто сказал, что художник должен быть голодным?! Нормально отношусь. У каждого свой хлеб. Тем не менее, какая бы фотография не была по жанру, она должна стремиться быть высокого художественного уровня. Кроме уличной фотографией я периодически занимаюсь архитектурной и интерьерной фото-съемкой.
— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Я родился с фотографией. Фотографический процесс в моей многогранной жизни – это только одно из проявлений моего внутреннего мироощущения и понимания. Таких процессов в моей жизни много. Но суть их сводиться к одному – делать больше добрых дел! А успех, как и все другое, зависит только он Воли Всевышнего.
— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк? Считаете ли вы, что уже состоялись, как фотограф?
— Хороший вопрос. Я не знаю, честно. Если кто-то что-то находит в моем творчестве индивидуальное – значит почерк есть. Что касается, состоялся ли я, как фотограф… Я еще не реализовался до конца. С каждым днем мои снимки меняются, в них появляются новые черты характера. Поэтому это процесс без остановки. Я думаю, что это хорошо.
— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Не надо бояться людей. Надо уметь быть гибким и невидимым в толпе. Конфликтов надо избегать. Но порой надо быть жестким юристом, чтобы отстоять свои права на фотосъемку там, где ты хочешь снимать. У меня лично никогда не было конфликтов на уличной съемке. Меня не видно, я умею растворяться в толпе.
— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Ну, у меня достаточно большая аудитория, которая следит за моими работами в сети интернет, в разных социальных сетях. Кто-то советуется со мной по фотосъемке, кто-то пишет восторженные комментарии, кто-то показывает свои эмоции на моих выставках. Наверное, я интересен людям, а это самое главное.
— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Есть одна распиаренная личность в фотографическом сообществе Москвы. Пиарят этого фотографа вдоль и поперек компания-производитель фототехники, устраивают его лекции, постоянный троллинг в соцсетях и т.д. Так пиарят, что это вызывает порой тошнотворный привкус. Так вот, многие безумные фанаты этого фотографа, которые возникли вследствие грамотного пиара, откровенно считают, что все то, что делает этот фотограф – это что-то новое в фотографии, что у него индивидуальный почерк. Но на самом деле, это не так, он неплохой фотограф, но вклада в развитие мировой фотографии он не внес никакого. Просто большинство фанатов не знают ни истории фотографии, не могут анализировать и сравнивать работы, не знают технические «фишки», которые используются фотографами уже более 100 лет. Все это невежество и фанатичная слепота и не более того, которая и порождает мнение об индивидуализации этой «звездной» личности. Однако, для того, чтобы создать свой почерк и не подражать другим – надо иметь неординарный взгляд, который будет в себе нести то, что до этого никто не мог придумать или увидеть.
— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Больную спину от тяжелой фототехники. В результате я перестал ее на улице использовать.
— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Я придерживаюсь мнения, что источники творческой деятельности любого вида и формы одни и те же. Это происходит от души человека, его сердца и разума. У кого-то в силу природных особенностей чему-то не дано раскрыться. А кого-то Всевышний одарил этим богатством. Поэтому кто-то может быть музыкантом, кто-то поэтом, а кто-то фотографом… Все эти формы почти одинаковы по происхождению. Поэтому я всем этим тоже занимаюсь или занимался в те или иные периоды жизни.
— Если бы вас попросили дать всего один совет тем, кто снимает на улице что бы вы посоветовали?
— Любить жизнь и дорожить каждым моментом, который дарит Вам Бог, когда вы оказываетесь в определенном месте, в нужное время, с идеальной композицией и с фотоаппаратом в руках.