Михаил Палинчак

Родился в Ужгороде, Украина. Уже 10 лет живу и работаю в Киеве.

— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Вначале это было увлечение, теперь образ жизни и способ познания окружающей меня среды.

— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Первые снимки сделал в 2008 году, но скорее неосознанно. Осознание и понимание пришли позже, наверное, начиная с 2011 года.

— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— Если говорить сугубо об уличной фотографии, то в разные периоды это разные люди. Можно выделить, например, Алекса Уэбба, Константина Маноса, Георгия Пинхасова, Соля Ляйтера, Уильяма Эгглстона, Эрнста Хасса и других. Как оказалось, я всегда больше тяготел к цветной фотографии.

— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Из современных уличных фотографов мне тяжело выделить кого-то конкретно. Скорее, какие-то конкретные фотографии, но не целого автора. Единственный, кого мне всегда интересно смотреть полностью и проекты целиком, это Алек Сот, хотя он и не “уличный” фотограф.

— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Нет, приемов нет. Приемы это опасность застрять в своих личных клише. И темы, как таковой, нет. Город, улица и люди, взаимодействующие с ней, это и есть тема.

— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием? Работаете ли вы над какими либо долгосрочными темами или проектами снимая на улице?
— Естественно. Исследование человека и его взаимодействия с окружащим пространством, а также  исследования себя и своего отношения к человеку и городу.

— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой?
— Есть, пожалуй. Но я не теоретик, чтобы рассуждать об этом.

— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Периодически участвую с переменчивым успехом.

— Является ли фотография вашей профессией?
— Уже второй год как работаю фотографом.

— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— Для уличной фотографии использую ту же технику, что и для работы фотографом. Зеркальная камера и пара объективов. В основном стрит снимаю на объектив 24-70.

— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
—Много снимать. Еще больше. И еще больше. Много смотреть.

— Что для вас Интернет и соцсети?
— Быстрый способ знакомства с новыми фотографами и их творчеством.  А также возможность показать свои фотографии зрителям.

— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Да, важна. Но еще важнее понимать, почему зрители так или иначе реагируют на твои фотографии. Важно объективно оценивать – кто и какие “оценки” тебе выставляет.

— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Я визуал, и мне вообще сложно что-либо описать словами, а тем более ощущения.

— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Нет, вовсе не обязательно. Процитирую классика: “Часто в фотографии ищут идею. А никакой идеи нет. И сложность конструкции состоит как раз в ее отсутствии” – Г. Пинхасов.

— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Увековечивание и сохранение ускользающего времени и мимолетного момента.

— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он? 
— Нет, никаких рецептов нет и правил нет.

— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Уже давно неактуальный вопрос. Фотография – это язык. В котором есть и произведения искусства, и холодные документы, и т.д.

— Что для вас хорошая фотография?
— Хорошее произведение то, в котором зритель видит личность автора. Гениальное — в котором узнает себя. Это та фотография, от которой что-то замирает внутри.

— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— Разница была. Но чем более глобализированным и открытым становится мир, тем быстрее границы размываются. Мы все еще часто пытаемся копировать и подражать, а не создавать. Но со временем эти комплексы пропадут, и разница вовсе нивелируется.

— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Пока фотограф может и хочет снимать, он снимает. У разных людей по-разному получается. Пока усталости не замечал.

— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Еще впереди.

— Как вы относитесь к профессиональной фотографии?
— Я к ней отношусь 🙂

— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Если ты не готов, то не стоит и начинать.

— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Нет. Думаю, что нет. Но не мне судить.

— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Не припомню… никаких серьезных конфликтов не вспомню. Но, думаю, из любых конфликтов можно найти выход, главное – оставаться всегда людьми.

— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Нет. Ничего такого.

— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— На первых порах это важный инструмент обучения.

— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Жизнь куда изощренней любой выдумки.

— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Любой фотограф много своего времени тратит также на околофотографические занятия. Просмотр фотографий в интернете и книгах. Посещение выставок и творческих встреч с другими фотографами. Общение с коллегами и друзьями. Печать фотографий. Участие в конкурсах. И т.д.