Андрей Янгель

Москва.

— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Один из способов получать удовольствие от жизни.

— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Камеру в руки впервые взял в шесть лет, периодически что-то снимал. Уличной фотографией целенаправленно начал заниматься в 2006 году, когда смог позволить меньше времени уделять работе и больше себе.

— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— Многие фотографы и художники. Долго перечислять всех, так как это будет список из сотен фамилий. Назову лишь нескольких своих любимых фотографов: Йозеф Судек, Анри Картье-Брессон, Марио Джакомелли, Сан Саныч Слюсарев, Георгий Пинхасов, Алекс Уэбб, Йозеф Куделка.

— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Есть несколько десятков современных фотографов за творчеством которых я периодически слежу, но мои любимые авторы творили в XX веке.

— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Любимый приём – надевать шапку-невидимку и становиться невидимым для окружающих.

— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием? Работаете ли вы над какими либо долгосрочными темами или проектами снимая на улице?
— Если принять во внимание, что исследование – это поиск новых знаний, то некоторые новые знания в процессе съёмок я нахожу. Впрочем, вся жизнь человека в каком-то смысле является исследованием.

— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Кто же у вас такие вопросы придумывает?

— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Очень редко. Никогда не участвую в платных фотоконкурсах.

— Является ли фотография вашей профессией?
— Нет.

— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— Преимущественно я снимаю на плёнку, поэтому большинство моих камер плёночные. Цифровой фотоаппарат купил ещё в 2008 году. Знакомые периодически говорят, что пора обзавестись более современной цифровой камерой, но я пока не понял зачем. Когда пойму, зачем мне это надо, куплю что-нибудь новое.
Для уличной фотографии использую:
Leica M7 + Summicron 35mm.
Canon 1D Mark III (цифровой) и Canon 1V (плёночный), линзы 16-35, 24-70 или фиксы.
Hasselblad X-pan + 45mm.
iphone 4s.

— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Больше смотреть работы хороших художников и хороших фотографов, читать хорошие книги, ходить на хорошие выставки. Научиться отличать хорошее от плохого. Развивать себя как личность.

— Что для вас Интернет и соцсети?
— Cредство коммуникации и выставочная площадка.

— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— Первым учителем считаю свою маму. Она дала мне фотоаппарат, показала как проявлять плёнку, печатать фотографии. Это было в первом классе школы. Дальше учился сам.

— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Обратная связь со зрителем – это бонус, без которого прожить можно, но с ним жить намного комфортнее. Уличный фотограф в каком-то смысле – смесь художника и документалиста. Документалист не всегда работает для современников. Часто его зрителями становятся люди из следующих поколений. Разумеется, мне, как и всякому автору, приятно видеть людей, которые разделяют мои взгляды, и я рад слышать лестные отзывы о своих фотографиях. Я размещаю снимки в соцсетях, поэтому обычно реакция зрителей выражается в комментариях и лайках, некоторые пишут письма. Знакомые звонят чтобы лично поделиться впечатлениями об увиденной фотографии.

— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Могу, наверное.

— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Смысл должен быть в том, что ты делаешь.

— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— На столь серьёзный вопрос сразу возникает желание дать несерьёзный ответ.
Например, ответить, что уличная фотография решает задачу выработки автором положительных эмоций от процесса создания уличной фотографии, что благотворно сказывается на функционировании авторского организма, продолжительности его жизни и общем уровне счастья на планете.

— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он? 
— Есть секретный рецепт, расскажу о нём только вам и читателям. Для получения хорошей стрит-фотографии надо в хороший день взять хорошего фотографа в хорошей форме, дать ему хороший фотоаппарат с хорошей плёнкой, отправить его в хорошее место с хорошими людьми, попросить бога послать хорошую погоду и драйв фотографу.

— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Фотография может быть произведением искусства, а может и не быть.

— Что для вас хорошая фотография?
— Хорошая фотография вызывает интерес, её хочется рассматривать. Как сказал один фотограф: “Хорошая фотография – эта та, которую хочется украсть.”

— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Как правило, отвечая на этот стандартный вопрос, какой-нибудь мэтр делает задумчивое лицо и произносит фразу-штамп типа, я надеюсь, что моя лучшая фотография у меня ещё впереди. Давайте обойдёмся без штампов.

— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Близкие люди поддерживают меня, понимая, что фотография — это важная часть моей жизни. Благодаря этому увлечению я познакомилась и подружилась со многими замечательными людьми.

— Как вы относитесь к профессиональной фотографии?
— В последнее время чаще с сочувствием. Фотожурналистика постепенно умирает, фотографию вытесняет видео. Репортажные фотографы всё чаще теряют работу.

— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Так я и живу.

— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Лучше спросите об этом у зрителей.

— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— В большинстве случаев люди меня просто не замечают и соответственно никак не реагируют на то, что я их снимаю. За десять лет было только два случая, когда на меня пытались напасть и это были совсем не те люди, которых я снимал. В первом случае это был сильно пьяный дворник, который, вероятно решил, что я фотографировал его плохую работу. Он бросился на меня, пытаясь схватить камеру. Развернул его, дал пинка и он удалился. Во втором случае это был просто молодой хулиган, который искал, кого зацепить. Ему не понравилось, что я фотографирую двор, в котором он сидел на лавке. Попытался напасть. Поскольку руки были заняты камерой, пришлось немного побить его ногами, не очень сильно, но достаточно, чтобы желание драться пропало.
Когда ты снимаешь на улице, хочешь получить фотографии, а не поучаствовать в потасовке, поэтому конфликтов лучше избегать. Если человек показывает, что не хочет быть сфотографированным, его лучше не снимать.
Изредка люди начинают приставать с расспросами о том, зачем я здесь фотографирую. На этот случай у меня есть несколько дежурных отговорок и я использую ту, которая лучше подходит для данной ситуации.

— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— О последователях мне ничего не известно. Об учениках пока не задумывался.

— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Подражание — это повторение, копирование. Для автора, который ищет себя, это хороший способ для обучения. Возможность попробовать себя в том или ином стиле. Если подражать кому-то постоянно, то можно потерять свою индивидуальность, утратить в себе что-то очень ценное.

— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Однажды гастарбайтеры пытались заплатить мне деньги за то, что я их сфотографировал. Они были этим очень польщены. Я был удивлён.

— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Например, сейчас пытаюсь понять ваши вопросы и ответить на них.