Алена Гром

Донецк, Украина.

— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— У этого жанра нет заранее заготовленной темы. Мне нравится непредсказуемость. Каждый кадр — это подарок, открытие. Какой-нибудь незначительный пустяк может стать сюжетом, маленькая субъективная деталь оказаться его ведущим лейтмотивом. Для меня, это способ взаимодействия с миром, своеобразная игра.

— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Фотографией увлекаюсь с 2008 года. Как и многие, начинающие фотографы, снимала бабочек, детей, восходы и закаты. Спустя несколько лет я потеряла смысл в фотографировании, этот процесс превратился в рутину, заурядную фиксацию. Красивые вещи снимать – все равно, что рассказывать о том, что и так все знают. В этом нет открытия.
Около двух лет, ничего не снимала, за исключением семейных фото. Но интерес к фотографии не теряла. Читала теорию, статьи, изучала классиков, фотографические форумы. Иногда, на прогулку брала с собой фотоаппарат. Сначала снимала сына, затем, что бы, убить время, все вокруг: песочницу, гаражи, деревья, улицу. Постепенно это занятие переросло в одно из проявлений моей жизни.

— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— В той или иной мере, влияние оказали те классики, работы которых видела, анализировала. Из запомнившихся могу отметить: Eugene Atget, Eugene Smith, Henri Cartier-Bresson, Elliott Erwitt, Josef Koudelka, Bruno Barbey, фотографы из агентства “Magnum”, многие другие авторы.

— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Уличные фотографы: Matt Stuart, Richard Sandler, Bernd Schaefers, Alex Webb. Из современных авторов интересуют: Нан Голдин, Дэвид Лашапель, Мартин Парр, An-My Lê и др.

— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Снимая людей, стараюсь остаться не замеченной. Когда человек понимает, что попадает в кадр, исчезает естественность, правда. Хотя и не верю в объективность фотографии.
При съемке открытого репортажа, там, где я на виду, делаю много кадров (или имитирую съемку), люди устают позировать и перестают обращать на меня внимание.

— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием? Работаете ли вы над какими либо долгосрочными темами или проектами снимая на улице?
— С помощью стрит фотографии я исследую мир. Обращаю внимание, на все что меня окружает, на любые изменения в пространстве, людях. Накопилось большое количество архивов, раскладываю снимки по сериям, подборкам. Иногда углубляюсь в интересующую меня тему.

— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Формалистика имеет право на существование, это часть стрит-фотографии.

— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Участвую, но редко. Иногда оценки субъективны, в их основе лежит человеческий фактор. Все же это хороший способ получить признание.

— Является ли фотография вашей профессией?
— Нет.

— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— Зависит от поставленной задачи. Для стрит – фотографии использую все, что есть под рукой: смартфон, зеркальную камеру, “мыльницу”. Для фотографа важнее острый глаз, чем современные камеры и технические навыки.

— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— При съемке на улице больше улыбайтесь, улыбка обезоруживает. Разговаривайте с людьми, общайтесь с незнакомцами. Тренируйте свою наблюдательность и чувствительность к среде. Что бы получались интересные фотографии, станьте сами интересны. Читайте, посещайте музеи, смотрите хорошие фильмы, философствуйте. Если не уверенны в чем ваш стиль, просто продолжайте снимать. Со временем вы приобретете персональное видение.

— Что для вас Интернет и соцсети?
— Это площадка для общения и обучения, хорошая возможность поделиться своими фотографиями со зрителем.

— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— Я прошла обучение в различных школах, курсах, семинарах. У меня было много преподавателей, каждый вложил частичку своего сердца, поделился своими знаниями, своим опытом.

— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Считаю, что обратная связь со зрителем важна. Содержание произведения, не есть нечто раз и навсегда созданное, а нечто, создающееся постоянно в каждом акте восприятия. Зритель является соучастником и соавтором фотографии.
В эти моменты между зрителем и автором рождается некая близость.

— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Изображение воспринимается чувственно, отнюдь не разумом. Процесс восприятия таинственен и не объясним.

— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Смысл можно найти в каждой фотографии, даже самой бессмысленной 🙂

— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Уличная фотография, как увеличительное стекло. В ней мы видим то, что в реальной жизни не замечаем.

— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он? 
— Главное правило в уличной фотографии — никаких правил. Нужно избегать шаблонов и наработанных схем.

— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— В первую очередь, фотография — это визуальное искусство. Не стоит забывать, что это и социальный документ.

— Что для вас хорошая фотография?
— Хорошее произведение то, в котором зритель видит личность автора. Гениальное — в котором узнает себя. Это та фотография, от которой что-то замирает внутри.

— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Зависит от содержания. Всегда обращаю внимание на форму изображения.

— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— В каждой стране существуют свои отличия. Это типажи, темы, подача, цвет, свет, геометрия, культура фотографа и т.д.

— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Это все очень индивидуально. Иногда, я чувствую усталость и делаю паузу, иногда переключаюсь на другой вид деятельности.

— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Надеюсь, это никогда не случится. Если бы это произошло, во мне бы сразу погиб фотограф.

— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Близкие люди поддерживают меня, понимая, что фотография — это важная часть моей жизни. Благодаря этому увлечению я познакомилась и подружилась со многими замечательными людьми.

— Как вы относитесь к профессиональной фотографии и тем, кто занимается коммерческой фотографией? Как вы относитесь к коммерческой фотографии в целом? Интересны ли вам какие-либо другие направления в фотографии,
кроме уличной?
— К профессиональной фотографии отношусь с уважением. Я изучаю Современную фотографию (постмодернистскую). Это другой язык, совсем не похожий на стрит-фото. С его помощью, я могу поднимать современные вопросы, которые меня волнуют, находиться в диалоге с историей, культурой, психологией, наукой.

— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Я бы в любом случае продолжала снимать, но предпринимала бы попытки вывести свое мастерство на другой уровень.

— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— В моих работах есть персональный стиль. Все же я часто экспериментирую, пробую разные подходы к съемке, обработке.

— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Конфликтная ситуация была только однажды в Донецке 2012 году. На блошином рынке, один из продавцов советской символики, обвинил меня в шпионаже. К счастью все закончилось мирно, я вовремя удалилась :). Иногда, меня спрашивают на улице, “для чего снимаете?”, всегда отвечаю “для истории”. Все хотят остаться в истории…

— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— У меня большой опыт. В будущем планирую им поделиться.

— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Подражание — это повторение, копирование. Для автора, который ищет себя, это хороший способ для обучения. Возможность попробовать себя в том или ином стиле. Если подражать кому-то постоянно, то можно потерять свою индивидуальность, утратить в себе что-то очень ценное.

— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Я все еще занимаюсь этим делом, и мне это совершенно не наскучило 🙂

— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Я часто имею дело с различного рода изображениями, фотографическими, графическими. По специальности я web-дизайнер. Хорошо владею различными графическими редакторами, 3d- max.

— Если бы вас попросили дать всего один совет тем, кто снимает на улице что бы вы посоветовали? 
— Разрешите себе быть ребенком. Впустите в себя волшебное слово – «как будто» и вы увидите то, что раньше было вам недоступно.