Надежда Дегтярева

Минск, Беларусь.

— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Для меня это своеобразная игра или охота, которую можно вести по разному – рыскать по городу в поисках сюжетов или терпеливо выжидать в засаде.

— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Это произошло, когда у меня родился сын. Первое время я очень остро переживала потерю личной свободы. Страх зациклиться на домашних делах и превратиться в задерганную домохозяйку вынудил меня к поискам какого-нибудь творческого занятия. Ребенок дома плохо спал, приходилось много гулять с коляской, и я стала фотографировать город во время этих прогулок.

— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— Влияние на меня может оказать даже только одна хорошая фотография? А уж классики и подавно. Их много, перечислять не вижу смысла.

— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Опять же, слишком много фамилий хочется назвать. Из последних открытий – Александр Гроусс. Восхищаюсь его способностью снять хорошую карточку при любом свете, в любую погоду и в заведомо нефотогеничном месте.

— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Своих приемов точно нет, а вот темы возникают периодически. Когда-то довольно часто снимала людей за окнами наземного транспорта, был период съемок на рынках, потом увлеклась геометрией световых пятен, сейчас, например, исследую метаморфозы лиц на предвыборных плакатах.

— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием?
— Да, считаю. Даже там, где я этого не делаю осознанно, какое-то исследование все равно происходит. Например, уличные съемки там, где я еще ни разу не была, всегда помогают уловить особенности этого места, поэтому я так люблю бродить с камерой по незнакомому городу.

— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— На мой взгляд, не стоит ее искать. Для себя я определила, что уличный фотограф может снимать абсолютно все, лишь бы фотография была не постановочной и интересной.

— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Первую свою цифровую зеркалку я выиграла именно в фотоконкурсе. Жюри понравилась моя серия репортажных портретов людей в общественном транспорте. Потом были другие конкурсы, удачные для меня и не очень. Сейчас я почти перестала ими интересоваться. Предпочитаю больше снимать.

— Является ли фотография вашей профессией?
— По специальности я программист, но увлечение фотографией захватило настолько, что пришлось сменить профессию. Снимала для книжных издательств, журналов, несколько лет проработала фоторепортером на новостном сайте. В зарплате я сильно потеряла, зато жизнь стала намного интереснее.

— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— По статистике большинство фотографий я сделала своей репортерской зеркалкой Canon, объектив 17-50, но это лишь потому, что была необходимость носить с собой эту камеру каждый день. Сейчас я пришла к выводу, что стрит снимать можно чем угодно, даже мобильным телефоном.

— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Идти на улицу и снимать, а потом находить время и желание смотреть эти фотографии и анализировать.

— Что для вас Интернет и соцсети?
— Прекрасные источники информации. К сожалению, я пока не научилась пользоваться ими в полную силу.

— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— Их много. Наверное, я не смогу выделить кого-то одного.

— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Да, важна. Очень радует, если твои наблюдения интересны кому то еще. Обычно, я беседую с людьми на выставках и читаю комментарии к фотографиям, которые выкладываю на своей странице.

— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Наверное, нет.

— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Смысл можно найти в любой фотографии, причем у каждого зрителя он будет свой.

— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Понятия не имею. Может какие-то задачи и решаются, но я об этом ничего не знаю и тем более над этим не работаю.

— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он? 
— Если бы я этот рецепт знала, то мне наверняка стало бы не интересно снимать.

— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Для меня да, и в фотографии кроме визуальной есть и другие не менее важные составляющие.

— Что для вас хорошая фотография?
— Та, на которую хочется смотреть снова и снова.

— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Безусловно.

— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— Никогда не замечала какой-то особой разницы. Мне кажется, что ее нет.

— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Думаю, что тут надо отвечать только за себя. У меня творческих планов вообще нет. Просто снимаю в свое удовольствие. Пока еще не надоело.

— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Нет, не сняла, но хотелось бы. Надеюсь, что сниму еще.

— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Скорее наоборот. Мне кажется заниматься фотографией, как и любым творчеством, можно только в одиночестве.

— Как вы относитесь к профессиональной фотографии?
— Как к работе, которая мне нравится.

— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Нет, и даже с гарантированным успехом тоже не готова. В моей жизни кроме фотографии есть еще много чего важного.

— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Наверное, про это должна говорить не я. Такое можно увидеть только со стороны.

— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Разумеется, случались, даже по голове однажды получила. Улыбаюсь и стараюсь быть вежливой даже с самыми агрессивно настроенными людьми. Удаляю снимки, если меня об этом просят.

— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Учеников нет, и про последователей тоже ничего не знаю. Пока мне никто в этом не признавался.

— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Если задаться целью, то в любом произведении искусства можно откопать хоть пару цитат из классиков. Наверное, уже ничего полностью оригинального не существует. Осознанно подражать кому-то конкретному – довольно сложное и бесперспективное занятие.

— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— У меня никогда не было даже попыток подводить итоги в этом деле, да и ожиданий тоже никаких особо не было. Мне кажется, что почти для всех, кто занимается уличной фотографии, сам процесс куда важнее итогов. Самым неожиданным оказалось, что я этим занимаюсь уже более десяти лет, а до сих пор интересно.

— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Нет, не занимаюсь.