Юрий Зак

Москва, Россия.

— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Для меня это прежде всего – люди, их характеры, эмоции. Тени, свет, ритм – второстепенно.

— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Снимал улицу с того момента как взял в руки первый фотоаппарат, но это было давно – в прошлом веке и в другой стране. Как? – Отец друга дал нам камеру, заряженную пленкой, в двух словах объяснил об экспозиции и буквально вытолкал за дверь, чтобы не сидели дома!

— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— Однозначно – Брессон, Куделка, Эрвитт… Вивиан Майер.

— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
—Затрудняюсь ответить. Много кто нравится и много кто, из титулованных – совсем нет. Очень много фотографов скатилось до игры цветовых пятен и контрастных теней, которые занимают большую часть фотографии, а смысла в них – я не вижу. Те, кто нравится – Олег Виденин, Игорь Мухин… Сергей Рогожкин. У них душа в кадре, какая то история, которую можно прочитать.

— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Самый излюбленный прием – разговориться с человеком на улице и предложить сделать фото. Ну, или наоборот! Вначале сфотографировать, а потом и поговорить.

— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием?
— Конечно! Когда попадаешь в незнакомое место – это еще какое исследование!

— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой?
— Для меня – это совершенно разные направления в фотографии, которые нельзя смешивать и одно подменять другим!

— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Редко. Почти нет. Лучше в свободное время лишний раз с камерой погулять…

— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— В 90 процентах – это пленочные дальномерные камеры. В основном Leica М6. В остальных случаях – смартфон или небольшая цифровая Leica. Любимые объективы – 35 и 50 мм.

— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Смотреть и снимать. Смотреть – классиков, формировать вкус, искать новое… Снимать – на улице с камерой, ежедневно!

— Что для вас Интернет и соцсети?
— Я положительно отношусь к этому. Это аудитория, это новые друзья и новые связи. Да и просто порой приятно поболтать вечерком с Другим Концом Света.

— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— В фотографии… Нет. Учителя не было. Разве что самокритика и месье Картье-Брессон на все случаи жизни!

— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Любому человеку важна связь со зрителем, даже совсем не фотографу… Сейчас для этого есть огромное количество возможностей. Зритель – дисциплинирует!

— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Словами – вряд ли, напеть – могу!

— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Смысл очевидный – может и не быть, но определенная “вкусность” должна присутствовать.

— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Для каждого – свои, я думаю. А глобально, как и любая хорошая фотография – это прежде всего Дух Времени.

— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он? 
— Конечно! Делюсь: Индивидуум с большим желанием снимать улицу + любая камера + чувствительный материал или устройство + любой свет! Размешать и все остальные “специи” добавить по возникающей необходимости и вкусу!

— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Конечно да, но порой и намного больше. Собственно, как любое другое искусство!

— Что для вас хорошая фотография?
— Это всё хрестоматийное, что можно сказать о хорошей фотографии плюс эмоции автора, которые можно по ней прочитать!

— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Куда же без неё?

— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— Хорошие стрит-фотографии интернациональны!

— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Одному Богу известно! У каждого свой Путь. Я пока не устал. Другого, что меня бы так интересовало придумать пока не могу. Что может быть приятнее ходить пешком и открывать новые сюжеты?

— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Конечно нет. Не снял. Может и не сниму никогда. Да этого я и никогда сам не пойму.

— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Скорее наоборот. Гуляя по улицам, я вижу и замечаю многое, что не видят люди спешащие по делам. Я слышу голоса улицы, нечаянно – чужие разговоры. Я часть улицы, я растворяюсь в городе…

— Как вы относитесь к профессиональной фотографии?
— Все профессии нужны… Жаль, что сейчас зачастую в фотографии слово “профессионал” означает совсем другое чем хотелось бы!

— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Всегда готов, как пионер. Главное, я получаю удовольствие и моральное удовлетворение. И если кому-то нравится – я только рад!

— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Наверное да, по крайней мере такое суждение слышал. Но я продолжаю его искать…

— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Практически нет. Нужно знать Закон о свободе информации, Конституцию… Порой этого достаточно… Для всякого рода церберов. А для людей – достаточно улыбки или поднятого вверх большого пальца.

— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Пока нет, но наверное уже мог бы много чем поделиться.

— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Плагиат – плохо. Подражательство, идеи… они же витают в воздухе!

— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Неожиданных итогов много: если “накрывается” жесткий диск, то фотографии в негативах никуда не пропадают; оказывается я легко могу проходить пешком 20 км даже не заметив этого расстояния; в отличие от многих своих ровесников я в той же весовой категории как и много лет назад!

— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Разве что сканирую свои школьные негативы и пишу небольшие рассказы, возможно, как-нибудь издам книжку.