Александр Артеменков

Московская область, Россия.

— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Это и хобби и часть работы. Жаль, что времени для стрита остаётся всё меньше по причине занятости.

— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Где-то я прочёл, что с течением времени меняется городская среда, появляются новые вывески, реклама, сносят старые дома. И никому в голову не придёт запечатлеть как тот или иной объект выглядел до сноса. А потом постепенно переключился и на стаффаж.

— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Александр Петросян, Артём Житенёв, Андрей Крашеница, Брюс Гилден. Привлекает в них сюжетность и неординарность.

— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Есть своя тема и хитрые приёмчики при съёмке на улице.

— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием? Работаете ли вы над какими либо долгосрочными темами или проектами снимая на улице?
— Естественно! Как правило отдельные темы присутствуют (например: бездомные, торговля). Но чаще всего это всё спонтанно и разрознено происходит.

— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Сложно сказать. Наверное разница есть. Хотя сам человек – это уже сюжет!

— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Иногда.

— Является ли фотография вашей профессией?
— Отчасти. Работал когда-то фотокорреспондентом в газете.

— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— Простая зеркалка и маленькая беззеркалка. Линзу предпочитаю широкоугольную.

— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Смотреть работы фотографов – классиков жанра.

— Что для вас Интернет и соцсети?
— Общение, развитие, работа.

— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— Их несколько: Мой преподаватель фотографии в Доме Культуры, фотографы Сергей Смирнов и Владимир (Вилли) Павленко.


— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Важна! Получаю эту связь пока из соцсетей и фотосайтов, а также родных и знакомых.


— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Наверное могу.

— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Не всегда.

— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Решает! Гуманитарные, культурные, исторические, социологические и т.д.

— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он?
— Снимать, снимать и ещё раз снимать!

— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Является! И часто выходит за рамки визуального.

— Что для вас хорошая фотография?
— Когда она «цепляет».

— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Не знаю. Наверное, да!

— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— Есть! Как например в Северной Корее и Индии.

— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Каждому свой срок. Усталость накапливается с годами. Она естественна.

— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Хочется, чтобы этот кадр был впереди.

— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Взаимообогащает творчески и духовно! Приносит в жизнь новых людей, друзей и единомышленников.

— Как вы относитесь к профессиональной фотографии и тем, кто занимается коммерческой фотографией? Как вы относитесь к коммерческой фотографии в целом?
— Положительно! Если уличная фотография ещё и продаётся, то это здорово!

— Интересны ли вам какие-либо другие направления в фотографии,
кроме уличной?
— Пейзаж, архитектура, репортаж.

— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Готов.

— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Трудно судить о себе. Говорят, что почерк появился.

— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Конфликты иногда бывали. Надо «косить» под туриста-дурачка, который отстал от группы. Стараться стать своим за пять минут общения. Или наоборот: щёлкнуть и бежать без оглядки.

— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Не знаю. Мастер-классов не провожу.

— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
—Положительно!

— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Частичная востребованность моих фотографий в СМИ.

— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Иногда писал небольшие тексты к моим фотографиям.

— Если бы вас попросили дать всего один совет тем кто снимает на улице что бы вы посоветовали?
— Учиться, учиться и ещё раз учиться.