Елена Майорова

Москва, Россия.

— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Поскольку никогда не выхожу из дома без камеры, все время, проведенное на улице, я снимаю. С удовольствием, интересом и азартом.

— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Лет 10 назад получила в подарок первую камеру и сразу же отправилась снимать в город, до сих пор это занятие мне не наскучило.

— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ? Кто из современных авторов вам интересен?
— Несомненно, знакомство с работами таких мастеров мировой фотографии как Йозеф Куделка, Анри Картье-Брессон, Робер Дуано, Салли Манн и многих других знаменитых фотографов явились для меня школой, своеобразной прививкой вкуса.
Если говорить о современных мастерах, то, поскольку я люблю очень-очень многих, получился бы слишком длинный список.

— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Приемов особенных не имею, единственное – всегда стараюсь быть деликатной при съемке, никого не обидеть, не задеть. Но при этом непременно снять то, что необходимо. А тема, как и у всех – жизнь во всех ее проявлениях.

— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием? Работаете ли вы над какими либо долгосрочными темами или проектами снимая на улице?
— Исследования — для ученых, я предпочитаю просто снимать. Проектов долгосрочных не затеваю, ведь подобная съемка всегда спонтанна, кто-то называет ее охотой, никогда не знаешь, каким будет трофей. И будет ли вообще.

— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Для меня не так важно разделение на поджанры. И то, и другое, если снято на улице – для меня стрит.

— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Изредка участвую, если есть настроение, желание, а главное – материал.

— Является ли фотография вашей профессией?
— Фотография – мое увлечение, однако, если выпадает случай заработать ею – не отказываюсь.

— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— В настоящее время снимаю Никоном Д700,любимый объектив – широкоугольник Никкор f 2/8, 14-24 мм.

— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Не получается давать абстрактные советы, легче ответить на конкретные вопросы.

— Что для вас Интернет и соцсети?
— Как и для всех, интернет для меня – источник информации, средство коммуникации, возможность публиковать свои фотографии, видеть работы других фотографов.

— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— Как такового, учителя у меня нет. Но есть друзья, помогавшие всегда и до сих пор помогающие и советом, и критикой, а иной раз просто «лайком», который от некоторых из них воспринимается как некий Знак качества.

— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Для меня связь со зрителем очень важна. Даже если это комментарий или оценка под снимком в fb, мне интересны реакция и мнение друзей, знакомых и незнакомых о фото. Есть и личная переписка, обсуждения, споры. Изредка обратная связь со зрителем трансформируется в коммерческое предложение, это тоже немаловажно.

— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Словами описать можно все. Но я не люблю этого делать и не считаю нужным.

— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Смысл должен быть во всем. Но сколько людей – столько смыслов найдется в фотографии. Я их не ищу, бывает, правда, при взгляде на фото (в том числе и на своё) посещает мысль: «Был ли смысл нажимать на кнопку?»

— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Я точно не решаю никаких задач, снимая улицу. Но не исключаю, что другие фотографы делают это.

— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он? 
— Рецепт – это набор штампов, не думаю, что штампы могут помочь снять хорошую фотографию.

— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Я считаю фотографию искусством. Визуальным.

— Что для вас хорошая фотография?
— Хорошая фотография для меня та, которую хочется увидеть еще раз, разглядывать, любоваться, удивляться.

— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Меня привлекает художественность в фотографии, и я подсознательно стремлюсь при съемке к художественности. Не уверена, что это хорошо, но это так.

— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— У некоторых авторов эта разница практически не ощущается. Но у большого количества фотографов, и у меня тоже, снятое здесь и за рубежом – легко различить.

— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Одному Богу известно, кому, сколько и на что дано время. Но мне не хотелось бы устать от фотографии.

— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Надеюсь, еще все впереди.

— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Увлечение фотографией привнесло в мою жизнь свежую струю, новые эмоции, друзей, единомышленников, изменило даже моих родных – муж и дети уважительно и с гордостью относятся к моему занятию фото.

— Как вы относитесь к профессиональной фотографии и тем, кто занимается коммерческой фотографией? Как вы относитесь к коммерческой фотографии в целом? Интересны ли вам какие-либо другие направления в фотографии,
кроме уличной?
— К коммерческой фотографии и фотографам, работающим в этой сфере, отношусь с огромным уважением и пониманием.
Не считая себя уличным фотографом, снимаю практически все, на улице, дома, в гостях, в транспорте… поэтому и пейзаж, и жанр, и портрет, и натюрморт, и др. – все в сфере моего интереса.

— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Мне бы хотелось еще долгое время находить вдохновение для занятия фотографией, надеюсь, так и будет. Я не честолюбива, потому к успеху не стремлюсь.

— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Бывает, читаю в комментарии: «Узнал Майорову без указания авторства». Хочется верить, что это правда. Однако, в таких случаях речь не о стрит-фото, это точно.

— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— По счастью, я ни разу не конфликтовала ни с кем при съемке на улице. Улыбка- лучшее обезоруживающее средство.

— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Мой последователь подрастает – дочка попросила купить ей камеру.

— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Все в той или иной степени – подражательство. Поэтому я спокойно отношусь к нему. Но плагиат – выводит из себя.

— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Самый неожиданный итог моих занятий фотографией – признание близких.

— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Околофотографическим точно не занимаюсь.

— Если бы вас попросили дать всего один совет тем, кто снимает на улице что бы вы посоветовали? 
— Быть деликатнее.