Западная Украина, Львов.
— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Субкультурная практика, как и фотографирование голых женщин, как и метафизическая фотография. К фотографии это имеет мало отношения.
— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Тогда, когда возникла мода на уличную фотографию.
— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние?
— Мухин, Слюсарев, Лапин.
— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Фотографы интересуют все меньше. Сейчас почему-то нет никого, кто бы перевернул фотографический мир. Мухин интересен всегда наверное только.
— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Сейчас нет. Своя тема, как правило, начинает тобой руководить. Поэтому я избавляюсь от «своих тем».
— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием?
— Это похоже на исследование, но это не исследование. У исследования свои законы, методология, этика, в конце концов. Это псевдо-исследование.
— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Мне не понятен термин формалистика. Формализм, это вообще что-то из области литературоведения. Ну еще советское ругательство для каких-то «иных» композиторов и писателей.
— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Да, с удовольствием. Но все меньше.
— Является ли фотография вашей профессией?
— Нет. Но мне удается немного подзаработать.
— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит?
— В моем Канонете встроенный объектив 40 мм. И вообще, чаще всего, снимаю тем, что идет в комплекте с камерой.
— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Больше снимать. Или может меньше снимать, что тоже полезно.
— Что для вас Интернет и соцсети?
— Болезнь.
— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— Есть несколько человек, которые изменили мою точку отсчета, это художники, акционисты, музыканты. Фотографов я назвал уже.
— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Раньше была важна. Сейчас меньше. В каких-то нефотографических проектах, которыми я занимаюсь сейчас, зритель бывает и неважен. Сам артист и есть зритель.
— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Бывает некоторые фотографии восхищают до глубины души. Своей красотой. Можно испытать нечто вроде катарсиса. Но это очень не часто бывает.
— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Лично я хочу смысла в чужих фотографиях, всегда его ищу.
— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Художественных — никаких. Это развлечение после работы. Это желание приобщиться к искусству, познать радость творчества.
— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Я не знаю ответа на этот вопрос. Мне все же кажется, что фотография это искусство. Но искусство это область субъективного, фотография, в свою очередь — ближе к объективному.
— Что для вас хорошая фотография?
— Может та, которая вызывает зависть. Что не ты автор.
— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Нет, я не устаю от фотографии. Олег Виденин говорит, что окно у фотографа открывается один раз и на небольшой срок. Но я знаю, что у многих такой пик творчества повторяется, даже бывает и не раз. У всех будет второй шанс. И даже третий.
— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Может и снял, но не заметил.
— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Скорее более одиноким.
— Как вы относитесь к профессиональной фотографии ?
— Ну если люди успешны и могут заработать хорошие деньги в коммерческой, да и в «художественной», то радуюсь за них.
— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Всегда готов.
— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Хотелось бы ответить, что да. Но я порой чувствую, что я довольно эклектичен.
— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Какие-то мелкие бывали. Сейчас я стараюсь не конфликтовать. Кадр не стоит того.
— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Я чувствую, что я как-то влияю на определенных людей, но они не ученики и это не школа.
— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Скучно становится. Но следовать какому-то стилю наверное можно.
— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Это то, что наибольшее удовольствие от самого процесса фотографирования — от того, как изображение в видоискателе становится резким, от того мгновения когда ждешь пока кадр сложится наилучшим образом, от срабатывании я затвора, если он механический, ясное дело.
— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Да, я занимаюсь тем, что у нас ошибочно принято называть кураторством. Более корректно было бы сказать, что я помогаю в организации выставок, организую и провожу эдукативные программы, лекции семинары, мастер-классы, да и попросту развлекаю фотоаудиторию. Хотя, у меня было и несколько и всамделишных кураторских проектов. Сейчас я занимаюсь какими-то вещами связанными с перформативным искусством. Это интереснее фотографии, это занимает много места.