Павлодар, Казахстан.
— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Просто интерес, который не присутствует постоянно, но появляется при стечении обстоятельств. Большинство кадров сделано случайно во время перекура или в то время, когда ждал жену с работы или возле магазина. Всегда шучу, что она соавтор многих картинок. К фотографированию, как и ко всему в жизни, отношусь с лёгкой иронией.
— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Именно улицу снимать начал три года назад, когда появился смартфон. Почти всё снимаю им. На вопрос «почему» – ответ: потому что телефоном это стало делать легко. Исчезли неудобства при неблагоприятных реакциях людей, потому что мало кто понимает, что я делаю, когда снимаю. Да и качество при съёмке днём практически не отличается от зеркальной или системной фотокамеры.
— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— Мой учитель — Едыге Ниязов, для многих он — классик, хотя и снимал совсем не ту фотографию, которой балуюсь я. Александр Слюсарев, Себастьяо Сальгадо. Но больше, чем классики, оказывают влияние современники.
— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— У меня в компьютере есть папочка, в которую я собираю фотографии интересных мне авторов. Их много. Более сотни. Перечислять долго. Каждый из них интересен по-своему. Через их картинки мне как бы открывается их собственный мир, а «препарировать» человека всегда интересно.
— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Так получилось, что есть немало кадров, снятых сверху. Это потому что я часто выхожу курить на всяческие балконы и лоджии. Но излюбленной эту тему назвать не могу. Вообще, я не выделяю излюбленные темы или блюда, музыку или жанры в кино. Мне нравится разнообразие. Не эклектика, а именно разнообразие. Так веселей жить.
— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием?
— Для себя — нет. Для кого-то, возможно, это — исследование. Хотя…, может быть, таким образом я исследую себя. Хотя…, фиг знает, если честно.
— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Я вот меньше всего люблю что-то классифицировать. Для этого надо иметь как минимум «Закон о стрит-фотографии» или «Закон о формалистической фотографии». Есть интересные картинки, а есть неинтересные. Для меня это важнее, чем задумываться над разницей тех или иных жанров.
— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Очень редко. За 40 лет увлечения фотографированием участвовал в пяти-шести конкурсах. За исключением малого числа очевидно гениальных фотографий, принимающих участие в конкурсах и выигрывающих, в массе своей – любой конкурс это рулетка, которой управляет субъективное жюри. Да и фотография не спорт, чтобы мериться силами. В спорте есть очевидность, а в фотографии «очевидность» для каждого своя.
— Является ли фотография вашей профессией?
— В некотором роде. Преподаю в фотошколе, обслуживаю фотолюбителей в фотоцентре. Как фотограф, снимающий за деньги — не снимаю.
— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— 90% снимаю телефоном Samsung Note4. Остальные 10% сняты беззеркалкой Sony и любительской зеркалкой Canon 600D. Оба – со штатными китовыми объективами.
— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Учиться выбирать из собственного шлака, коим является 99% всего того, что мы все фотографируем. «Сделать изображение легко, а понять, что за этим стоит, подвластно не каждому» – сказал Сан Саныч Слюсарев. Ну, а чтобы научиться понимать язык фотографии, то я бы посоветовал пару лет ежедневно просматривать по одному автору, читать книги, ходить в театр, на концерты симфонической и оперной музыки, много путешествовать по возможности, и так далее. И не просто заниматься всем этим, а любить заниматься. Искусства без страсти не бывает.
— Что для вас Интернет и соцсети?
— Ежедневное развлечение, табуреточка-трибунка, выставка своих картинок, общение. И ещё: как ни странно, соц.сети явились для меня лакмусовой бумажкой, показывающей, кто есть кто. В комментариях, в заметках и в своих фотоработах люди просвечивают себя как на рентгене. Я очень ценю опыт общения в соц.сетях, поскольку он, опыт, классно выявляет степень ума или, наоборот, идиотизма того или иного персонажа.
— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— Едыге Ниязов — непосредственно. А «косвенных» учителей много. В том числе, и на этом сайте. Вообще, жанр интервью — мой любимый. Неважно, в какой форме —телевизионной, литературной и т.д. Из ответов на вопросы можно многое черпать для себя. Самое интересное — делать какие-то открытия, и с помощью другого человека отвечать себе на вопросы, которые давно стояли, но собственная интерпретация ответа тебя не устраивала.
— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Конечно, важна. Но не с каждым. Мне не дорог каждый зритель. Важен тот, кто врубается в фотографический язык и сам делает приличные фотокарточки.
— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Ощущения бывают разными. Но самое «популярное» – восторг. Ещё — удивление, редко – катарсис, как от фотографий Сальгадо. Но вот чего у меня точно нет — так это недоумения или возмущения.
— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— В уличной фотографии — сомневаюсь. В репортёрской, например, наверное, да.
— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Никаких. Визуальное эстетическое удовольствие. Для меня, во всяком случае. Хотя, если говорить об уличных карточках того же Соколаева или Воробьева, то можно сказать, что в них решены исторические задачи.
— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Чтобы ответить на этот вопрос, мне нужны: отдалённый дом отдыха, два-три вечера в компании интервьюера, хорошее вино и шашлык.
— Что для вас хорошая фотография?
— Неинсценированная, правдивая, удивительная, которую нельзя повторить.
— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Уважаемый интервьюер, вы какую траву курите? Я тоже такую хочу.
— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— Разница лишь в уровне. В нашей стране он совсем печальный. А стилистика, эстетика — это всё перемешалось благодаря интернету. И сейчас уже нет казахстанских или российских фотографов.
— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Я не знаю, потому что мне непонятен термин «творческий план» в фотографии. Самая лучшая пища для фотографа — случайность. Вот, например, выставка. Она может быть в планах. А что я сфотографирую «завтра» – я не знаю, и не хочу знать. Так интереснее.
— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Вы мне напомнили сцену в цирке из фильма «Собачье сердце». Точно знаю, что я снял кадр «своего года». А насчёт «кадра жизни» – фиг знает, если честно. Скорее нет.
— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Ещё более одиноким в момент фотографирования. И менее одиноким после показа. Но мне нравится одиночество. Для меня это слово со знаком плюс.
— Как вы относитесь к профессиональной фотографии и тем, кто занимается коммерческой фотографией? Как вы относитесь к коммерческой фотографии в целом? Интересны ли вам какие-либо другие направления в фотографии,
кроме уличной?
— Ну, она разная бывает. Рентгеновские снимки — тоже профессиональная фотография. Или фото на документы. Если серьёзно, то репортёрская фотография, например, мне всегда интересна. А к свадебной отношусь терпеливо. Хотя, бесит иногда.
— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Не готов. Фотографирование в моей жизни занимает не первое и даже не четвёртое место. Я снимаю, потому что мне нравится снимать. И всё. И я не амбициозен, поэтому «успех» неважен. Если он будет — приятно. Нет — и ладно.
— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Мне не хотелось бы стать заложником своего узнаваемого почерка. Гораздо интересней быть неожиданным.
— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— У меня не случались, потому что я мало снимал улицу большой зеркалкой. Я снимаю в основном телефоном, при этом делаю такое лицо, что трудно уличить в том, что я делаю. Почти 30 лет работы в театре и наблюдение за актёрским ремеслом сделали своё дело. А как избегать конфликтов — это лучше спросить у тех, кто активно снимает большими чёрными камерами в людных местах.
— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Да, есть ученики, есть своя фотошкола. Но рассматривать её как некий институт «фотографической мысли имени Альберта Шара» я бы не стал. Я лишь показываю путь, которым иду сам. А уж ученикам самим решать, совпадает ли этот путь с «ихним» или нет.
— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— С пониманием, если оно честное, да ещё и с юмором. Честное, в том смысле, что автор не скрывает подражательства.
— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Самый неожиданный — это попадание в финал MSPF, конкурса стрит-фотографии в Майами в 2015 году. И ещё неожиданность состоит в том, что одна из моих фотографий, сделанная случайно в момент перекура на балконе в гостях у дочки, теперь много гуляет по разным ресурсам, включается в выставочные проекты и печатается в каталогах. И она же и попала в финал MSPF. Я не считаю её выдающейся. Она просто немного забавная. Вот она, собственно:
— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— В 2011 году мы с друзьями создали международный фотоклуб. Время от времени проводим выставки, в том числе за рубежом нашей страны, приглашаем в гости хороших фотографов. Обсуждаем свои и чужие фотографии. Иногда просто вместе ездим отдыхать.
Что до меня лично, то часто езжу на фото-фестивали или выставки, или просто на встречи с фотографами из других стран. Это разряжает от одного и заряжает к другому.