Украина. Город Черкассы.
— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Прежде всего, это люди, неподдельные эмоции, это застывшее время, это когда есть только я, камера и улица. Это быть всегда начеку. Это экспромт. Это быть наедине с собой, но среди людей. Это ирония. Это честно. Это – жизнь во всех ее проявлениях.
— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Начал снимать в 2008. Бродил по улицам. Мне понравилось, что я ни от кого не завишу. От моделей, студии и т.д. Мне понравилось, что не нужно ничего придумывать, все уже сделано само собой, но для фотографа – это головоломка, нужно уметь собрать по кусочкам самое интересное в кадре.
Интернет в то время был уже доступен, я начал открывать для себя все больше новых имен, зарубежных, в частности из агентства Magnum, а также «отечественных». Меня увлекли непостановочные сюжеты, их правдивость и непредсказуемость. Я часами пересматривал работы фотографов, и я заболел.
— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— Как бы банально это ни было, но, конечно, все началось с работ Гарри Виногранда, Анри Картье-Брессона, Йозефа Куделки. Но, на самом деле, трудно делить на классиков и современных, так как многие ныне живущие фотографы считаются классиками, но творят и удивляют и сегодня.
— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Пинхасова люблю за свет, Грюера за цвет, Слюсарева и Соула Ляйтера за форму, Максимишина и Чекменева за содержание, Вивьен Майер за самоотдачу, Трента Парка за мистику, Мэтта Стюарта за иронию. Хотя, на самом деле, список может быть очень длинным, я всех люблю.
— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Все зависит от настроения. Иногда мне хочется оставаться незамеченным, а иногда – наоборот хочется общения и драйва.
Что касается темы, мне нравится снимать в своей стране, я лучше понимаю поведение людей, их настроение, образ жизни. Наверное, потому, что я один из них.
— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием?
— Я рассматриваю уличную фотографию как документальную фотографию. А документальную фотографию, безусловно, считаю исследованием.
— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Не совсем понятный вопрос, если под формалистикой мы подразумеваем приверженность к форме в ущерб содержанию – это может быть одним из приемов, или даже стилем автора (пример этому всеми любимый Зигфрид Хансен ). Хотя, лично для меня содержание на первом месте.
— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Иногда заставляю себя в них участвовать, хотя отношусь к ним неоднозначно. С одной стороны, это, конечно, трамплин и возможность заявить о себе, с другой стороны, я согласен с выражением, что искусство – не спорт и соревноваться в этом неуместно, да и очень субъективно это все.
— Является ли фотография вашей профессией?
— Да.
— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— Использую две камеры, для скрытой съемки и для наглой. Fujifilm x100s & Canon 5dMarkII. Любимое фокусное расстояние – 35мм.
— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Носить удобную обувь, читать Толстого, смотреть Брейгеля.
— Что для вас Интернет и соцсети?
— Очевидно, что это доступность знаний, это стирание границ.
— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— К сожалению, или к счастью, такого человека нет.
— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Конечно, важна. Я не верю тем людям, которые утверждают, будто им нет дела до того, что думают о них другие. Вообще, любому человеку, будь-то строитель, повар, пилот или художник, важно признание его работы. Всем важно осознавать, что ты кому-то нужен и что твои труды не напрасны. Фотографы – не исключение.
— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Я – фотограф. Я не очень силен в разговорах. Мой язык – это язык картинок. Все, что можно сказать фотографией, лучше смотреть, чем слушать.
— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— В моей фотографии скорее да, чем нет. Однако я люблю смотреть и на многие фото без смысла, хоть сам стараюсь их не делать.
— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— На мой взгляд, уличная фотография – это как послание в бутылке для следующих поколений.
— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он?
— Главное правило в уличной фотографии — никаких правил. Нужно избегать шаблонов и наработанных схем.
— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Для меня да, фотография является искусством и, конечно, это двухмерное изображение на плоскости, которое, как и живопись, ничем, кроме глаз, не воспринять. Хотя, я понимаю, о чем идет речь. Безусловно, хорошие снимки, как и хорошие песни, бьют сразу в душу, минуя голову.
— Что для вас хорошая фотография?
— Я, наверное, буду банальным, но для меня описание хорошей фотографии равносильно описанию хорошей книги, или хорошей песни. Лучше один раз увидеть и прочувствовать.
— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Нет. Для меня гораздо важнее суть, сюжет, момент. Если встанет вопрос «что?» или «как?», я однозначно выберу «что?».
— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— С одной стороны интернет и глобализация стирают границы, а с другой – различия все равно есть, так как культура, поведение людей, образ жизни довольно сильно разнятся. И это мне очень нравится.
— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Это очень индивидуальное понятие. Как и в любом другом творческом деле, есть те, кто горят всю жизнь, а есть те, кто вспыхивает и перегорает молниеносно.
Мои отношения с фотографией сродни отношениям мужчины и женщины. Поначалу тебе все в новинку и захватывает. Проходит время, ты привыкаешь, костенеешь и удивить тебя уже намного труднее. Однако это не значит, что чувства угасли. Просто они перешли на совершенно другой, более зрелый уровень.
— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Давайте вернемся к этому вопросу лет через 50.
— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Возможно, делает более одиноким.
— Как вы относитесь к профессиональной фотографии?
— Положительно.
— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Конечно, в общепринятом понимании даже самые известные фотографы и рядом не стояли с футболистами, актерами, политиками. Однако, это удивительное занятие, которое приносит мне удовольствие, и пока это так, я буду снимать.
— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Наверное, об этом лучше спросить зрителей.
— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— К сожалению, случались. Это естественно, что не всем нравится, когда их фотографируют. Помню один курьезный случай, когда водитель троллейбуса вышел из него, а потом вышел из себя. Угрожал забрать у меня камеру. Ему, видите ли, не понравилось, что я фотографировал его троллейбус. Приемов избежать конфликтов множество: можно притвориться фотолюбителем, можно отводить камеру от объекта съемки, делая вид, что снимаешь не его, можно использовать маленькую камеру и стараться быть не замеченным и т.д. Но, лучше всего – не пытаться перехитрить ни кого-то, ни себя, а уважать людей, которых снимаешь, говорить с ними и объяснять, зачем ты это делаешь.
— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Мне доводилось читать лекции на факультете журналистики, но вряд ли это можно назвать школой. На данный момент я стараюсь не упускать возможности учиться самому.
— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Тут я согласен с мнением, что люди делятся на революционеров, которые создают нечто кардинально новое, и эволюционеров, оттачивающих созданное до них. Конечно все, особенно те, кто делает первые шаги в творчестве, стремятся перевернуть мир, но это под силу лишь единицам. Однако не стоит недооценивать эволюционеров. Черпая вдохновение и заимствуя идеи друг-у-друга, пропуская их через себя, они доводят многое до совершенства. Ключевым моментом тут является привнесение чего-то нового, ведь иначе – это плагиат.
— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Какой-то один итог мне подвести сложно. Уличная фотография преподносит мне сюрпризы каждый день.
— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Занимаюсь фотографической деятельностью.