Я из Москвы. Здесь родился и вырос.
— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Съемке на улице я уделяю почти всё свободное время, будь то обеденный перерыв на работе, пробуждение посреди ночи или поход в магазин за хлебом. Хотя и не ограничиваюсь только лишь одним стритом. Прежде всего – это способ самовыражения, удовлетворения желания делать что-то значимое и интересное.
— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— На улицу я довольно плавно переключился от так называемой метафизической фотографии, года 4 назад. К людям меня тогда совсем не тянуло, я снимал помойки, ветви деревьев, стены и прочее неодушевленное окружение. Общался со стрит фотографами Димой Степаненко, Максом Чичинским и Мишей Палинчаком, меня все больше и больше впечатляло то, что они снимают, поэтому можно сказать, что многому в съемке людей на улице я научился именно у них. Уже потом начал искать зарубежных авторов, создал страницу на фейсбуке и понеслось…
— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— Классики, оказавшие сильное влияние – Слюсарев, Пинхасов, Ребекка Норрис Уэбб и, как ни странно, Араки. Конечно, их гораздо больше, но эти самые значимые, “фёст лав”.
— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Если говорить о современниках, то в основном я слежу за творчеством тех, на кого подписан в фейсбуке. Не смогу внятно объяснить почему. Интересно смотреть за тем, как развиваются люди, достигшие определенных успехов. Очень много уже видел и с каждым разом всё сложнее находить то, что “зацепит”.
— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Нет, своей темы и хитрых приемов у меня нет. Я и половины функций своего фотоаппарата не знаю. Всегда действую по наитию, если настроение приподнятое, то буквально выслеживаю потенциально удачный кадр, стараюсь обращать внимание на любые мелочи вокруг.
— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием? Работаете ли вы над какими либо долгосрочными темами или проектами снимая на улице?
— Многие, наверное, исследуют и поднимают важные проблемы. Для меня же сюжет и тема не имеют ни малейшего значения. На первом месте – визуальная эстетика. Соотношение объектов в кадре, их взаимодействие со светом. Если совсем коротко – главное, чтобы получилось красиво.
— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Ой, уже ответил выше. Да, я считаю, что при желании не стоит ограничиваться рамками любого жанра.
— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Года два назад участвовал регулярно. Последнее время не участвую по двум причинам – либо добавляю в закладки и забываю, либо организаторы просят много денег. Только на ФУФ регулярно посылаю.
— Является ли фотография вашей профессией?
— Последние несколько рабочих мест связаны с фотографией, пусть и не художественной, так что да, это моя настоящая профессия.
— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— Начинал снимать на цифромыльницы, потом купил 450д, сейчас 50д + 17-40. Вот и буду на него снимать до тех пор, пока не сломается. А, еще айфон 4s. Снимать можно и нужно на всё. Главное – уметь приспосабливать технику под свои задачи.
— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Не умею давать советы, извините. Нравится снимать стрит? Снимайте! Надоело? Бросайте к чертовой матери!
— Что для вас Интернет и соцсети?
— Возможность показать свои работы большому количеству людей и посмотреть работы других. Общение. В основном это всё.
— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— Нет такого человека.
— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Лайки. Лайки. Иногда комментарии. Важна оценка тех людей, мнение и вкус которых я уважаю. Хотя по большому счету не вижу смысла отталкивать от “нравится/не нравится”. Слишком много отличных фотографий в сети, и для того, чтобы подниматься выше, надо делать что-то поистине уникальное и прекрасное.
— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Это не представляется возможным.
— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Смысл должен быть только тот, ради которого фотография была сделана. Т.е. причины, которые побудили в очередной раз нажать на кнопку.
— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Уличная фотография решает! Это основная ее задача.
— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он?
— Конечно. В кадре должен присутствовать прыгающий мальчик с сигаретой, пробегающая мимо собака, несколько веток цветущей вишни на переднем плане, всё действие происходит на набережной, освещенной теплым закатным солнцем. Шутка.
— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Точно является. Не знаю каким, но искусством могу назвать уже сам процесс.
— Что для вас хорошая фотография?
— Та, на которую не надоедает смотреть и не хочется удалить с диска спустя полгода-год.
— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Вполне. Лишь бы хоть она была, эта художественность.
— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— Пожалуй, только в локациях и персонажах.
— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Планы можно осуществлять сколько угодно, пока не надоест. Усталость…Нет, не чувствую. Наверное, как и у всех через весь творческий путь проходит череда периодов “Я гений – я бездарность – я гений – я бездарность…”
— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— На мой взгляд, такого кадра не существует. Любой кадр могу таким назвать лишь постольку, поскольку он сделан.
— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Ну, я всегда был довольно одинок, и мне это не очень мешает. Благодаря фотографии я научился находить прекрасное абсолютно во всём. Это невероятное чувство, когда осознаешь! Идешь по улице, видишь какую-то сцену или красивое падение света и стоишь любуешься. Всё замирает. Еще один плюс – чувствовать себя на улице (да где угодно) как дома. Понимаешь, что всё почти родное и очень близкое. И наконец – я научился ценить любую погоду! Раньше терпеть не мог зиму и холод, а сейчас как представлю сколько всего можно снять, ухх…
— Как вы относитесь к профессиональной фотографии и тем, кто занимается коммерческой фотографией? Как вы относитесь к коммерческой фотографии в целом? Интересны ли вам какие-либо другие направления в фотографии,
кроме уличной?
— Занимаюсь коммерческой фотографией и хорошо к этому отношусь. Хотя бы даже как способ заработка при условии, что свою работу ты выполняешь максимально качественно, и сам процесс не вызывает внутреннего протеста. Знаете, как обычно о свадебных фотографах, например, отзываются… А я видел столько потрясающих работ свадебных фотографов! Надо только уметь абстрагироваться от общепринятых шаблонов и стереотипов, оставляя одно изображение как конечный продукт. Мне интересны совершенно все жанры.
— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Это пока самое длительно и серьезное увлечение, так что да, пока готов.
— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Не могу судить о том, насколько узнаваем у меня почерк. И понятия не имею, когда фотограф становится состоявшимся.
— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Конфликты случались только с охранниками, всё стандартно. Раньше пытался что-то доказывать, сейчас же стараюсь извиниться и уйти, чтобы не портить себе настроение и не терять время зря. Маловероятно, что вот именно на этом самом месте я мог бы снять что-то гениальное! Не помешает улыбаться почаще и быть со всеми вежливым и учтивым, уважать Человека. Ничего особенно запоминающегося не вспомню, к сожалению.
— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Учеников у меня точно нет.
— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Подражать и копировать, как мне кажется, вполне допустимо на ранних этапах увлечения фотографией. Потом со временем это как-то трансформируется, вливается в собственное творчество.
— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Слишком рано подводить черту, даже промежуточную. Пусть будет прерывистый пунктир.
— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Нет, фотография и так занимает почти всё свободное время, так что ни на что другое его уже не остается.
— Если бы вас попросили дать всего один совет тем, кто снимает на улице что бы вы посоветовали?
— Я бы посоветовал немного (совсем чуть-чуть) выпить или покурить перед съемкой. Иногда помогает.