Родилась в Твери, много лет живу в Москве.
— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Уличная фотография – это всегда сюрприз и импровизация. Всегда. Даже если ты вышел снять что-то целенаправленно. Ты выходишь на улицу «в никуда», просто потому что хочешь идти, наблюдать и снимать. На тебе как будто «шапка-невидимка», ты растворяешься в этой бурлящей повседневности, становишься частью потока, плывёшь по течению. Забавное чувство. И какой же это кайф – выцепить из визуальной рутины что-то необычное, удивительное, может быть смешное, может невероятно трогательное и красивое. То, что многие просто не заметили. Прошли мимо. А эти мизансценки, истории, пазлы чужих жизней, разноцветные лоскуточки и кусочки реальности через секунду исчезнут, если ты их вот прям сейчас же не сфотографируешь. Это настоящий наркотик. Ещё стрит фотография ценна для меня тем, что нет необходимости глубоко погружаться в предмет, который ты снимаешь. Ты сфотографировал, магия момента рассыпалась на составляющие, осталась в виде картинки, а ты пошел дальше. Во всех смыслах.
— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Я всегда это видела. Теперь вместо того, чтобы орать своим друзьям и мужу: “Смотри какая пошла смешная бабка, какая у неё красивая зелёная кофта на фоне розовой стены!!” Ну воооот, всё уже ушла!”, я просто снимаю это на фотоаппарат. Моё увлечение фотографией началось с того, что мне подарили айфон, и я завела инстаграмм. Я сейчас абсолютно серьёзно. До этого момента мне и в голову не приходило фотографировать жизнь вокруг себя. И фотографировать вообще. Но инстаграм есть, надо туда что-то выкладывать. Жратву и ноги – это было пошло, поэтому пришлось изгаляться. В руки фотоаппарат мне выдал мой муж, когда посмотрел на эти мои телефонные художества со словами “что-то в этом есть, надо бы научить тебя фотографировать”. Так всё и началось.
— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— Я очень много смотрю фотографий. Я не могу сказать, что кто-то конкретно из классиков оказал на меня сильное влияние. Они все. Я очень много смотрю и очень много думаю. Анализирую, пропускаю через себя. Делаю какие-то выводы. За 4 года моё фотографическое мировоззрение менялось много раз. То что нравилось в самом начале, это совсем не то, что мне нравится сейчас. А самое большое влияние на меня оказал Андрей Зейгарник с его базовым курсом по композиции в “Фотопроекте”. Он мне просто открыл мне глаза и мозг. По-другому даже и не скажешь. Я зашла на курс одним человеком, а совсем вышла другим. Я получила на свой абсолютно “белый лист” знаний по фотографии ( к тому моменту только взяла в руки фотоаппарат) концентрированную порцию разложенной по полочкам визуальной информации.
Как ни странно это сейчас прозвучит, но это сэкономило мне кучу времени.
— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Очень люблю Мартина Парра. Мне кажется, я очень похоже смотрю на мир. Сказано конечно сильно, но, лично я, могу бесконечно наблюдать за тем, как льётся вода, горит огонь и как порой странно ведут себя люди. Для меня чем непонятнее, чем смешнее, чем неожиданнее и абсурднее изображение, сценка – тем лучше. Очень люблю Георгия Пинхасова. Особенно то, что он снимает сейчас. Какой-то дикий восторг от этой магии цвета, света и формы. Андрей Грейс снимает очень близко и похоже на “бесформенную пинхасовщину” (с) , и это тоже очень вкусно и аппетитно выглядит. Современные авторы тоже часто и иногда очень радикально меняются в моём внутреннем приоритете. Сейчас это Maciej Dakowicz, Niels Jorgensen, Nick Turpin, Jesse Marlow, Otto Snoek. Otto Snoek – сейчас особенно. Как гармонично снять хаос, когда ничего не происходит. Когда просто “шагающие человечки”… И очень люблю японцев, которые снимают “не стрит”. Их всех абсолютно точно “за странности выслали с Марса”. Но их надо смотреть книжками.
— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Темы нет. Точнее не так. Есть несколько тем, которые я снимаю параллельно. Они очень не похожи друг на друга. Но они представляют собой больше упражнения, чем что-то глобальное и “новое слово” . Я сейчас много очень читаю и смотрю по теме фотографических проектов. Искренне считаю, что для того, чтобы состояться как фотограф, не достаточно уметь делать одиночные хорошие картинки. Надо уметь быть визуальным рассказчиком. Уметь преподнести свою идею, мысль, отношение, настроение в виде фоторассказа, который имеет осязаемую и законченную форму – книга, выставка, слайд-шоу. Причем, совсем не обязательно в виде журналистского расследования или репортажа.
— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием? Работаете ли вы над какими-либо долгосрочными темами или проектами, снимая на улице?
— Если только исследованием себя. Пониманием того, как именно ты смотришь на мир.
— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Я не знаю, что такое Формалистика.
— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Да. За 4 года, что я взяла в руки фотоаппарат, могу похвастаться следующим:
Финалист Фестиваля Уличной Фотографии (ФУФ, Москва) 2013, 2014 и 2015 г.
Финалист конкурса по уличной фотографии по Восточной Европе Eastreet-2 (2014 г.)
Финалист Miami Street Photography 2014, 2015 г.
Победитель Street Photography 2015, а также множества других конкурсов.
— Является ли фотография вашей профессией?
— Нет.
— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— Сейчас я снимаю на Fuiji XT-1 с объективом 18-55. Очень его люблю. Для меня сейчас просто идеальная фототехника. Есть у меня ещё Canon Mark III с объективом 24-70, но последнее время он пылится в тумбочке. Тяжесть таскать надоело. Но для серьёзных вещей достаю именно его. На айфон, по-прежнему, снимаю очень много.
— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Никого не слушайте, снимайте только то, что вас интересует, драйвит и радует. Надо чтобы вас “пёрло”. Тогда всё получится. Нет никаких канонов и законов, кроме внутренней цензуры. Когда вы абсолютно честно и искренне сказали себе : “Да! Это крутая карточка” – скорее всего так оно и есть. Но она должна быть очень жёсткой. А для этого надо учится. Растить себя внутри.
Чтобы точно понимать “что такое хорошо, а что такое плохо”. Читать, смотреть. Книги, фильмы, стихи, живопись. Всё годится. Всё – топливо вашего таланта. Однажды, на портфолио-ревю у Владимира Соколаева спросили: “Посоветуйте, какую книгу по фотографии лучше почитать?”, он ответил “Почитайте Довлатова”. Я тогда это очень хорошо запомнила и считаю, что в этой фразе огромная глубина для понимания, что такое фотография и как ей заниматься. И ещё хочу посоветовать с большим уважением относиться к своим фотографиям. К своему внутреннему труду. Любить, то что делаешь и любить то, что получается – это не всегда одно и тоже.
— Что для вас Интернет и соцсети?
— При правильном подходе, это может быть хорошим инструментом для собственного продвижения. У фотографа обязательно должно быть место в сети, где он может показать свои карточки и получить обратную связь. Сайт? Да.
Flickr – да. Фейсбук – да. Но нельзя к этому относится слишком серьёзно. Лайки эти, всё такое. Это совсем не показатель. У меня сайта нет, никак не соберусь сделать. Моя страница в фейсбуке скорее личный дневник. Надо как-то навести порядок во всём этом.
— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Те же самые соцсети и портфолио-ревю. Ещё оценкой того, что ты на верном пути, являются победы в различных конкурсах. Это ни в коем случае не должно быть самоцелью – нацепить на себя побольше регалий. Это просто подтверждение того, что ты делаешь что-то правильно. Но тут важно “а судьи кто” (с).
— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Зачем? Мне кажется – это всё равно что «пытаться объяснить танцами вкус борща» (с).
— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Смысл должен быть во всем, что вы делаете, иначе какой в этом смысл.
— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Кроме саморефлексии? Не знаю. Ещё она объединяет людей, которые ей увлекаются. Вообще, стрит – это хорошая школа для моментальных принятий решения по точке съёмки и кадрированию. По предугадыванию композиции. По использованию света, теней, цветовых пятен в композиции. Например, мне очень легко снимать маленьких детей, которые носятся в пространстве, как угорелые. Наверное, мне легко будет снимать спорт. Я не пробовала ещё.
— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Да. Фотография – это искусство. В полном смысле этого слова.
— Что для вас хорошая фотография?
— Отвечая на этот вопрос, можно защитить диссертацию. Что такое хорошая фотография на паспорт? Что такое хорошая фотография вашего ребёнка? Что такое хорошая фотография в газете, журнале, на сайте знакомств, в каталоге одежды, на стенде “их разыскивает милиция”? А если серьёзно, то попробую сформулировать вот так:
Если ваш взгляд задержался более секунды.
Если возникли мысли и чувства.
Если хочется посмотреть ещё.
И ещё.
Прошло время, а вы её помните.
А главное, если вы захотели узнать, кто её автор, тогда точно хорошая.
Ну уж, если вам её показали через годы, и вы моментально вспомнили имя автора, тогда – это шедевр. Может быть, так?
— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Я, к сожалению, не поняла вопроса.
— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— Да. Мне кажется, что у нас, как у самой читающей нации, в фотографии чуть больше “литературы”. Разная визуальная культура. И слишком долгая зима.
— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Нет, я не замечаю. Сколько лет дано радоваться жизни и удивляться – столько и дано.
— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Мне всегда больше нравятся фотографии, которые я сняла совсем недавно, чем те, которые были сфотографированы раньше. Если учесть, что мне не нравятся и они тоже,
то мне абсолютно точно ещё рановато итоги подводить. Хорошо сказал про это Пётр Мамонов: “ Главное, чтобы всегда был зазор между тем, кто ты есть и тем, кем бы ты мог стать”.
— Делает ли фотография вас одинокой?
— Сложный вопрос, мне никогда не одиноко. Я не знаю, что это такое.
— Как вы относитесь к профессиональной фотографии и тем, кто занимается коммерческой фотографией? Как вы относитесь к коммерческой фотографии в целом? Интересны ли вам какие-либо другие направления в фотографии,
кроме уличной?
— К профессиональной фотографии отношусь хорошо. Но работать фоторафом не хочу.
Снимаю исключительно для удовольствия. Именно этим сейчас и занимаюсь. Для меня гораздо важнее найти и снять тему, которая волнует меня, чем снять то, что “волнует” заказчика.
— Были ли конфликты при уличной съемке с объектами съемки? Как выходить из ситуации? Как избегать конфликтов?
— Я, как правило, снимаю людей довольно близко. Практически, никогда не скрываю, что именно я делаю. Просто поднимаю фотоаппарат и фотографирую, если мне это нужно. Чаще всего, на меня никто не обращает никакого внимания, все продолжают заниматься своими делами. Если спрашивают, всегда отвечаю, вступаю в диалог и объясняю что я делаю и зачем. С прогулки иногда приношу по несколько е-мэйлов, на которые рассылаю фотографии. Конечно не те, которые я сняла для себя, а снимаю героев специально, чтобы они позировали. Они потом пишут мне всяческие благодарности, и ставят их на аватарки вКонтакте.
Конфликт у меня был один раз. На Красной площади насыпали горочку снежную, на неё тут же начали залезать дети и смешно с неё скатываться. Был очень хороший свет, разумеется, я на пузе залегла в сугроб и начала усердно это всё снимать. В какой-то момент чья-то тяжелая рука придавила в снег мой объектив и матом пошло-поехало. Я, если честно, очень испугалась за технику. Оказалось, что чей-то папаша усмотрел в мне … ну не знаю кого. Но был очень возмущён и орал. Я еле выпуталась из его медвежьих лап и показала, что сняла. Он молча так смотрел-смотрел и сказал, ой, а можно мне вот эту фотографию моей доченьки? Поснимала потом специально ребёнка. Все обработала и отправила. По почте предлагал потом деньги.
Если чувствую негативную реакцию, всегда начинаю делать глупое лицо и улыбаться. Всегда прокатывает.