Россия, Тюмень.
— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Для себя не делю фотографию на жанры.
— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Снимаю давно, не знал, что занимаюсь стрит-фотографией.
— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— Никто.
— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Интересны многие. Артем Житенев, Александр Гроусс, Нина Ай-Артян. Это первые, о ком вспомнил. Каждый со своим почерком.
— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Любимых приемов нет. Зависит от ситуации. Тема – человек, а не только его тень.
— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием? Работаете ли вы над какими либо долгосрочными темами или проектами снимая на улице?
— Не считаю. Над проектами не работаю. Исследованием не считаю. Для меня фотография – одиночная картинка, в которой есть своя история.
— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Для меня сюжетная составляющая – всегда человек.
— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— В конкурсах участвую очень редко. Всегда задаю себе вопрос – а судьи кто?
И потом – истины нет. И еще – фотография для меня – не забег, кто придет первый.
— Является ли фотография вашей профессией?
— Да. Я профессиональный фотограф.
— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит?
— Снимаю Кэноном, Хассельбладом Х-Pan, для себя снимаю фиксами. 24 мм, 35 мм, 50 мм.
— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Два совета – снять шоры с глаз. Второй – не бояться людей.
— Что для вас Интернет и соцсети?
— Соцсети для меня – общение. Второе: интернет-выставка моих “эпохальных” фотографий.
— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— “Я сам себе и небо, и луна” (Аукцыон). Такого человека нет.
— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Связь важна. Но зритель должен быть понимающим. Большинству глубоко… на наши шедевры.
— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Если словами можно описать ощущения – значит, фотография плохая.
— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Смысла нет в самом занятии фотографией, мы ничего не производим кроме набора пикселей в мониторе…
— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— В самом вопросе – противоречие. Задачи и стрит-фотография. Ничего она не решает.
— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он?
— Рецепт один – нужное место, нужное время. И фотограф с глазами.
— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Фотография многообразна. И терпит всех. Для себя решил, что есть несколько фотографов, которых могу назвать художниками.
— Что для вас хорошая фотография?
— Хорошая фотография та, что вызывает волнение в душе.
— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Странный вопрос. Все субъективно.
— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— Разница только в том, что мы со своим стритом следуем моде и плетемся в арьергарде.
— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Усталости нет. Профессионализм мешает.
— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Смешной вопрос.
— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Одиночество – оно есть. Но мне комфортно.
— Как вы относитесь к коммерческой фотографии?
— К коммерческой фотографии отношусь с уважением. Если она нужна кому-то. Самому интересно почти все. Кроме рекламы, свадеб и пейзажа. Последнее в меньшей степени.
— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Этим и занимаюсь.
— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Насчет почерка – не мне судить. Друзья по фейсбуку пишут, что есть. Но я настолько разной фотографией занимаюсь, что не знаю…
— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Конфликты были. Два раза вырывали пленку из камеры. Один раз в Москве прессовали три часа, но без мордобития. Как избежать? Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь.
— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Нет, не существуют. Я эгоцентрик.
— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Мы все подражатели. Все снято. Так что продолжаем.
— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Итог – фотография дает мне ежедневный кайф. И это прекрасно.
— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Иногда бывает. Но подвижником меня не назовешь.
— Если бы вас попросили дать всего один совет тем, кто снимает на улице что бы вы посоветовали?
— Вопросы повторяются.Уважайте людей (не призываю всех любить, это невозможно). И не бойтесь.