Сергей Рогожкин

Родился в Свердловске, 26 января 1955г. Сейчас живу в городе Екатеринбурге, Свердловской области.

— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Здесь и далее я говорю просто о Фотографии. С большой буквы. Светокопии и фото-отчеты не рассматриваем. Фотография, как средство выражения, не выразимого никакими другими видами искусства. Это самое безопасное из моих времяпрепровождений (на горных лыжах ломают ноги, флайфишеры падают в ледяные реки).

— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— А у вас есть ордер на обыск?

— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— Отрицательно повлияли практически все наши классики. За что я им безмерно благодарен.

— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Йенс Ластейн, Кристина Родерос, Рауль Канибано. Многочисленных друзей с ФБ не перечисляю. Тем, кто мне интересен, всем писал в личку. Они знают.

— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Излюбленные приемы ведут к самоповторению. Тема одна: Соучастие человеческой комедии.

— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием? Работаете ли вы над какими либо долгосрочными темами или проектами снимая на улице?
— Я недостаточно серьёзен для этого.

— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Когда задают подобные вопросы, я всегда с ужасом ожидаю последующих, типа: « А почему вы не снимаете краски осени?»

— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Я лентяй. Зарегистрироваться…. это столько кнопочек нажать надо.

— Является ли фотография вашей профессией?
— Никогда не снимал репортажи, но долго зарабатывал на жизнь, изготовляя изображения фотоспособом. Цветочки, котята, шампанское. Хассельблады, Лингофы всякие. Вермишель очень сложно фотографировать.

— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— Надежная механическая камера. (А диафрагму 8 или 5.6 ставлю на глаз.) Длиннее 50мм – никогда, даже в голову не приходило, приближение убивает живость. (Небоскребы Сан Паулу у Рене Бури редкое исключение).

— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Не принимайте уверенность за великолепие. Самый главный закон фотографии это Закон Даннинга-Крюгера.

— Что для вас Интернет и соцсети?
— Без Педана интернет не Интернет.

— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— Снимки 80х я сделал, не зная о существовании Персон, теперь уже признанных гениями. Для меня их работы стали подтверждением моего понимания фотографии.

— Важна ли вам обратная связь со зрителем?
— Важна. Я очень ценю своих зрителей. Всех 19 человек.

— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Про фотографию можно сказать либо глупость, либо ложь. Чаще всего они причудливо перемешаны. Почитайте любой сайт с обсуждениями.

— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Если «смысл» – это когда понятно и объяснимо, то ни в коем случае.

— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Задачи решает Перельман. Фотография делит нас на две неравные части. Тех, кому дадено улавливать искусство, и тех, кто имеет право на свое мнение.

— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он? 
— Метол 7.5гр, сульфит натрия безводный 100гр, вода до 1 литра. (Для цветной пленки не помню).

— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Вот вам яркий пример: Дуэн Майклс.

— Что для вас хорошая фотография?
— Резонанс достойного зрителя с достойным автором.

— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Фотохудожники – отважные люди. Они считают себя Певцами женской красоты, Поэтами городских окраин, Мастерами психологического портрета, Знатоками композиции. Создатели современной концептуальной фотографии видятся мне куда менее буйными.

— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— Благодаря интернету она стремительно уменьшилась. В 80-е расстояние было астрономическим.

— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Усталость не при чем. Запал нужен. Его хватает ненадолго. Но после длительной паузы запал может вернуться.

— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— А мне одного мало.

— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Не хочу повторяться: 19 человек.

— Как вы относитесь к профессиональной фотографии и тем, кто занимается коммерческой фотографией? Как вы относитесь к коммерческой фотографии в целом? Интересны ли вам какие-либо другие направления в фотографии,
кроме уличной?
— Коммерческому фотографу необходимо соответствовать вкусам преобладающей части населения. Как я отношусь к преобладающей части населения – вопрос глубоко личный и провокационный. Так что извините.

— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Не готов. Есть Горные лыжи, FlyFishing, Чтение, Джаз. (По совокупности причин брюнетки и вино все реже).

— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Можно ли? Да, пожалуйста! С огромным удовольствием послушаю.

— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Группа лиц в недорогих пиджаках, из-под которых выглядывают толстенные костяшки пальчиков, накачать которые при помощи физкультуры невозможно.
Поднимаю Лейку.
Главный:
– Вы что хотели?
– Когда?
-….Только что.
– Но «только что» уже прошло.
Пользуясь наступившей паузой, сматываюсь.

— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— После непродолжительного свидания с А.И. Лапиным органически не переношу разговоры про учеников и свою школу.
«Умный любит учиться…..». Помните у Чехова?

— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Тому, что есть для меня отличная Фотография, подражать невозможно. Соответствовать, хотя бы как зритель, уже достижение.

— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Фотографическое предпочтение – лакмус. Точнее любого теста IQ.

— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— При наличии посыла от интересующихся, с радостью удовлетворяю любознательность жаждущих. (Лекции, переводы, мастер-классы).