Улан-Удэ, Бурятия.
— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Развлечение и приключения.
— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Лет десять назад работал дизайнером в журнале, нужны были фотографии города. Вышел на улицу и начал снимать.
— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— Ну, где-то на подсознании, может быть, Анри Картье-Брессон. Кое-что общее у нас с ним точно есть: днюха в один день!
— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Фактически все мои фейсбучные друзья-фотографы, каждый по-своему.
— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Самый козырный приём — закосить под туриста: типа, снимаешь архитектуру, а на самом деле совсем другое. Прогулки на пару тоже хороши. С женой или товарищем. Никто внимания не обращает. С товарищами, бывало, и выпивали по пути. Весело и не страшно. Тема — как у акына: что вижу, о том и пою.
— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием? Работаете ли вы над какими либо долгосрочными темами или проектами снимая на улице?
—Ну да. Прогулки по незнакомым районам — это всегда какие-то открытия. Из долгосрочных тем — разве что «вид из окна». Там тоже улицу видно.
— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Классификация стилей мне как-то по барабану. Всё возможно.
— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Пару раз участвовал сдуру.
— Является ли фотография вашей профессией?
— Да, я фоторепортёр.
— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— Использую ту же камеру, что и для репортажей — Canon 7D, 15-85 mm. Иногда мыльницу Pentax Optio W30, особенно когда катаюсь на велике. Снимал даже на GoPro, это вообще прикольно, её просто никто не замечает! Фотографировать, думаю, можно хоть чем.
— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Шагайте, шагайте! Смелее!
— Что для вас Интернет и соцсети?
— Источник информации и моя безразмерная персональная выставка. Ещё со школы выписывал «Советское фото» и ещё кучу журналов по искусству. Потом был информационный вакуум. С появлением интернета всё изменилось. Теперь я могу видеть работы интересных мне фотографов и художников практически в реальном времени.
— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— У меня такого не было.
— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Конечно, когда фоту облайкают, да ещё и напишут что-нибудь, это совсем не то, когда она просто пылится где-то на диске.
— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Смотря сколько выпью.
— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Смысл придумают зрители и критики.
— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Показывает жизнь как есть. Интересно, думаю, будет взглянуть на всё это уже лет через двадцать. Летопись, в общем.
— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он?
— Всё случайно.
— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Вполне себе искусство.
— Что для вас хорошая фотография?
— От которой хочется воскликнуть: ух! Чтоб движуха и драйв.
— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Главное, чтобы художественность не докатилась до китчухи.
— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— В чём-то есть. Там — метро и небоскрёбы, тут — заборы-лужи. Колхозный стрит. Медведи, конечно, у нас по улицам не ходят, но вот коровы, например — запросто. Опять же, какие-то буддийские прибамбасы — кому экзотика, для нас вполне обычно. Ну, а людские эмоции везде одинаковы.
— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Не знаю, у меня планов нет. Как говорится: хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Усталость… Ну, когда пару репортажей в день отснимешь, и всё это ещё разобрать и слить срочно… Тогда да — быстро в лес! Отдыхать, деревья фотать!
— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Перелопачиваю архивы время от времени (иногда нужно срочно что-нибудь найти). Мысль одна: ничё путного, хрень какая-то! Пусть потомки разбираются. Если, конечно, останется, в чём разбираться.
— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Новых людей всё больше и больше!
— Как вы относитесь к профессиональной фотографии и тем, кто занимается коммерческой фотографией? Как вы относитесь к коммерческой фотографии в целом? Интересны ли вам какие-либо другие направления в фотографии,
кроме уличной?
— Коммерческая фотография востребованна и уважаема. Другое дело, что под профессиональной фотографией в народе обычно подразумевается гламурная студийная съёмка. Пафосно и мёртво — моё мнение. В основном. Исключения весьма редки. Был у меня опыт сотрудничества со стоками, давший ясное понимание, что всё это так называемое «качество», правильность, вылизанность — путь в никуда. Но общение с инспекторами Шаттера, безусловно, закаляет характер. Это был важный этап. Кроме уличной фотографии мне также интересны такие бесполезные направления, как натюрморт и пейзаж. Но не в том прочно сложившемся приторно-попсовом виде. Люблю, например, поснимать пейзажи из окна автомобиля, пока остальные пассажиры спят.
— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
—Всегда готов! Только вот слово «творчество» не люблю. Мне сразу воображается что-то такое эпохально-монументальное. А я не настолько серьёзен.
— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Почерк… Хм. Лёгкое раздолбайство. И чтоб торчало чё-нить со всех сторон. Вот мой почерк! А состоялся — это когда уже всё. Всё снято, все свободны! Досвидос. Я пока ещё давлю на кнопочки.
— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Особых конфликтов не припомню. Ну, встречаются порой «начальники шлагбаума». Поорут: чё тут снимаете?! На всякий пожарный у меня в кармане корочка имеется «пресса, все дела».
— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Школы точно нет.
— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Так-то всё уже было…
— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Стал снимать репортажи как стрит. И, как ни странно, это канает!
— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Ваял когда-то календари, открытки и прочее. Сейчас это в принципе невозможно.
— Если бы вас попросили дать всего один совет тем, кто снимает на улице что бы вы посоветовали?
— Никогда не спрашивайте жертву, можно ли её сфотать. Результат будет совсем не тот. Хотя, знаю, что многие поступают как раз наоборот. Ну, кому как. По мне так — наглость и стремительность! И улыбайтесь!