Львов, Украина.
— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Можно сказать, что стрит для меня – это вообще вся фотография . В моем понимании это не просто фотография людей в общественном месте, а что-то значительно большее. По сути, это фотография про жизнь в любых ее проявлениях, не смотря на то, на каком фотографическом языке это подано.
— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Осознано съемкой стрита занялся год назад, когда начал снимать свой проект «365 дней света и тени». Мне было интересно, смогу ли я ежедневно в течение года посвятить себя фотографии и каждый день делать новые фото, поэтому сделал себе такой вызов. Так начал снимать улицу. Достаточно быстро определился с темой и визуальной подачей, сделав акцент на игре света и тени.
— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— Считаю большим счастьем, что вначале своего фотографического пути открыл для себя фотоагентство Magnum . Благодаря представленным там фотографам я начал воспитание своего фотографического вкуса и формирование зрительского опыта.
Вспоминаю: наибольшее впечатление на меня произвели (и до сих пор остаются любимыми) современные классики Josef koudelka , Harry Gruyaert , Alex Webb. Также выделяю для себя Ray Metzker, Ernst Haas, Saul Leiter . У каждого из них я взял что-то важное для себя.
— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Слежу за роботами многих фотографов, стараюсь быть в курсе современной стрит фотографии. Выделить кого-то отдельно затрудняюсь.
— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Поскольку на протяжении этого года я делал акцент на игре света и тени, то именно это можно назвать моим любимым приемом. Это было обусловлено темой моего проекта, хотя считаю, что любимые темы и приемы могут влиять на автора, так как ведут к самоповторам. Поэтому сейчас стараюсь использовать разные фотографические языки.
— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием? Работаете ли вы над какими либо долгосрочными темами или проектами снимая на улице?
— Скорее да, чем нет. Я отношусь к стриту не как к какой-то субкультуре или развлечению. В моем понимании стрит наделен многими чертами, какие характерны и документальной, и многим другим жанрам фотографии. Конечно, все зависит от автора и целей, которые поставлены. Я не работаю над долгосрочными проектами, но идея длительных проектов мне очень интересна.
— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Имеет право быть все, что угодно, любые условности – это только условности.
— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Очень редко. В этом году было два конкурса, в которых я участвовал ( Magnum photography awards и MSPF). В последнем – прошел в финал с колоссальным для себя результатом: 3 из 5 отправленных мною фото прошли в экспозицию фестиваля.
— Является ли фотография вашей профессией?
— Нет.
— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— Для меня наилучшие камеры – это малозаметные и негабаритные камеры, сейчас это Fuji XT1 и Olympus PEN-F. Любимое фокусное расстояние – 28 и 35 мм.
— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Самое главное, как мне кажется, это воспитывать свой фотографический вкус и изучать историю фотографии. Насыщать себя хорошими снимками. Ну и, конечно, много фотографировать, критически и тщательно оценивать свои работы. В общем, адекватная самокритика – это двигатель прогресса.
— Что для вас Интернет и соцсети?
— В первую очередь это возможность общаться с интересными авторами и, конечно, это выставочная площадка.
— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— Авторы тех фотокниг, которые я коллекционирую – это наилучшие мои учителя.
— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Очень важна, особенно тех людей, мнение которых мне интересно. Такую связь можно получить, общаясь в интернете или на фотовыставках, всевозможных творческих встречах.
— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Затрудняюсь описать впечатление, но фотографии, которые действительно захватывают, остаются в памяти навсегда.
— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Неоднозначный вопрос, наверно, не обязательно.
— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Может сохранить дух времени для будущих поколений.
— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он?
— Думаю, что не существует. Действительно хороший кадр – это всегда везение, когда складывается все возможное и невозможное. Но это везение приходит только к тем, кто настойчиво работает.
— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Сам задаю себе этот вопрос, не готов ответить.
— Что для вас хорошая фотография?
— Это фотография, в которой соединяются форма и смысл, и в которой есть что-то уникальное и неповторимое.
— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Нет, не самоценна.
— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— Пока еще есть.
— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Я недолго снимаю, но думаю, что ежедневно можно осуществлять свои творческие планы, если действительно есть желание, несмотря на усталость или какие-то неудачи. И пока есть искра, столько времени и отведено. В стрит не приходят ради материальных или меркантильных желаний, это своеобразное желание так жить, жить — снимая.
— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Очень надеюсь, что нет.
— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Как ни странно, наоборот дарит возможность интересного общения с многими новыми людьми. Правда, большую часть времени ты находишься наедине сам с собой, но, бродя улицами, ты как-будто становишься частью всего происходящего вокруг; город, улица наполняют тебя.
— Как вы относитесь к профессиональной фотографии и тем, кто занимается коммерческой фотографией? Как вы относитесь к коммерческой фотографии в целом? Интересны ли вам какие-либо другие направления в фотографии,
кроме уличной?
— Мне не интересна коммерция. Отношусь хорошо, если это качественно.
— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Хочу думать, что готов, но, наверное, не получать успеха в общепринятом понимании этого слова не готов.
— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Как писал выше, я совсем не долго фотографирую, еще нахожусь в поиске, поэтому еще рано говорить о собственном почерке.
— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Практически не бывает конфликтов. Я стараюсь снимать так, чтоб не было зрительного контакта, чтоб объект съемки был естественным, не было наигранности, скованности. Соответственно, это дает мне возможность избегать множества конфликтов. Стараюсь не задерживаться в одном месте, быть незаметным.
— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— О таких не знаю.
— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Подражательство можно оправдать только в начале творческого пути, когда «работа и подражательство идут рука об руку в процессе учебы. Только когда подражательство переходит границы своих изначальных задач, оно начинает мешать творческому развитию» ( Рэй Брэдбери).
— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Самый главный итог – ни в коем случае нельзя останавливаться. «Тільки в праці невтомній крилатим стаєш». В. Сосюра.
— Занимаетесь ли вы помимо самой фотосъемки еще и околофотографической деятельностью, перечислите чем, пожалуйста. Какое место оно занимает в вашей творческой жизни?
— Несколько месяцев назад с Павлом Гуревым мы создали стрит-коллектив «380Сollective». Хотим сформировать коллектив влюбленных в стрит-фотографию людей, популяризировать украинскую стрит-фотографию в первую очередь в моей родной стране, и, конечно, в других странах мира. Сейчас работаем над концепцией, ищем интересных украинских авторов со всех уголков Украины.
Также периодически провожу различные творческие встречи с интересными фотографами. Вообще, занимаюсь самой разной околофотографической деятельностью, стараюсь быть полезным людям, которые любят фотографию, особенно стрит-фотографию.
— Если бы вас попросили дать всего один совет тем, кто снимает на улице что бы вы посоветовали?
— Фанатически любить свое дело.