Львов, Украина.
— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Отдушина. В повседневной рутине – просто дверь на свежий воздух. Даже не знаю, хорошо это или плохо. Для меня, наверное, хорошо. Для моей фотографии – плохо. Потому что достичь серьёзного результата в чем бы то ни было между делом невозможно.
— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Снимать начала в путешествиях на уровне “я тут была”. Снимешь достопримечательность “в лоб”, потом подходишь к лотку с открытками – да тут два десятка этого вида, и все лучше, чем у меня. А жанровых сцен на этом же фоне нет ни у кого. Вот так и зародился инстинкт охотника.
— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— В пору неискушённости впечатления были сильны даже от любого мало-мальски “стоящего” автора. Но из великих особенно запомнились Куделка и Виногранд. Первый поразил биографией (мальчишка из послевоенной деревни становится авиаинженером, и всё бросает, чтобы скитаться с табором и снимать цыган) и контрольными отпечатками: на одной плёнке несколько сюжетов, в то время, как у других – десяток катушек на один сюжет. Например, его чайка – вообще единственный кадр на плёнке, никаких дублей. Это отучило меня расстреливать событие на удачу, в надежде потом отыскать среди сотен тот самый единственный кадр. А Виногранд показал, как можно снимать улицу, не “митинг-драку-субботник-ДТП…”, а просто улицу. И ещё его фраза о том, что снимает, чтобы увидеть, как ЭТО выглядит на фотографии. Помню, как меня удивляла поразительная трансформация картинок от ожидаемого к действительному. Особенно на широком угле и именно в стрите.
— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— Событием для меня стали работы Максимишина. Ощущение, как в школе, когда преподаватель у доски читает Фонвизина, а я втихаря под партой Дюма. Так и здесь: рассматриваешь фотоистории разных авторов – красиво, но скучно. А у Максимишина в каждом кадре целый сюжет, да ещё с кульминацией (вон фуражка с моряка падает, когда он по манекену колотит – и всё, кадр уже незабываем).Есть ещё десяток-другой авторов, за которыми слежу. Очень мне нравятся две “стритерши”: Наталья Шкляева из Ставрополья и Надежда Филиппова из Латвии. Их работы – этакая сага о городе Н-ске. Вроде, ничего не происходит, а смотреть интересно. Для меня это всегда было проблемой – снимать “безлюдье”.
— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Приёмы съёмки? Не знаю, как у всех, наверное. А тема – люблю снимать, когда много людей, когда что-то происходит. Рынки, праздники…
— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием? Работаете ли вы над какими либо долгосрочными темами или проектами снимая на улице?
— Недавно на фотофестивале одна социолог сказала, что именно стрит-фотографии могут послужить материалом для исследования неких срезов общества. Думаю, если уж с другой базой фактажа совсем туго, ну, тогда да, наверное.
— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Между тем, как я вижу стрит и тем, как понимаю формалистику – да, есть, и огромная.
— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— За всё время, что я снимаю – трижды. Без особого успеха.
— Является ли фотография вашей профессией?
— Нет.
— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— Canon 5D Mark II с объективом 24-105. Ничем другим не пользуюсь. Отличная камера, но тяжёлая…
— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Либо снимать, либо не снимать.
— Что для вас Интернет и соцсети?
— Инструмент, в чудодейственность которого мне, проведшей в своё время кусок молодости, роясь в каталожных ящиках библиотек, всё ещё трудно поверить.
— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— Я бы назвала одного такого человека. Но не знаю, сочтёт ли он лестным для себя или наоборот то, что я назову его учителем. Тем более, что таковым он не был в прямом смысле этого слова. Но общение с ним в группе фотографов в соцсети дало мне базовые понятия о фотографии.
— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Вспомнилась фраза из “Формулы любви”: ” — Селянка, хочешь большой, но чистой любви? — Да кто ж её не хочет, барин?” Это я к тому, что важна, да. А получаю, как и большинство “фотографов-надомников”, путём подсчёта лайков в Фейсбуке или на Фликре. Вопрос только в весе этих лайков в зависимости от авторства – одни и во внимание не берутся, другие – как кило апельсинов в 1990 году.
— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Могу. Только ничего общего с самими визуальными ощущениями это иметь не будет.
— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— В основном одну – убивает время.
— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он?
— Рецепты – это что-то из области алхимии или кулинарии. Вряд ли это применимо к фотографии. Ну, возможно, к фотографии, как к ремеслу, но к фотографии-мироощущению вряд ли.
— Является ли фотография искусством? Если да, то каким, чисто визуальным или не совсем, выходит ли фотография из плоскости визуального?
— Для меня несомненно является. А уж чисто визуальным, или “не чисто” визуальным – давайте оставим для обсуждения искусствоведам и философам.
— Что для вас хорошая фотография?
— Своя или чужая? Для своей и чужой хорошей фотографии критерии несколько различны. Чужая должна вызвать во мне какой-нибудь “ох”, “ах” или “ничего себе!” и обязательно запомниться. Что должна своя – до сих пор не поняла.
— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Извините, но вопрос мне совершенно не понятен.
— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— Есть разница между конкретными авторами. Вряд ли гражданство имеет к этому отношение. Может быть, японцы в какой-то мере являются исключением. Так для меня японцы, как инопланетяне – они во всём отличаются от остальных.
— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Курящему немного меньше, чем не курящему. Если серьёзно – кто это знает? И где границы творческих планов? Были бы годы, а планы найдутся. Это же не альпинизм, когда покорил Эверест, и всё, планы закончились.
— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Понятия не имею. И слава Богу. Потому что, если “да”, то одно из двух – либо у меня в архиве уже лежит шедевр всех времён и народов (знать бы ещё, который из кадров), либо завтра я умру.
— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Боюсь, что наоборот. Часто на улице меня не покидает ощущение, что прохожие считают меня этакой городской сумасшедшей с дорогой игрушкой в руках. Впрочем, наверное, не только прохожие, но и многие из знакомых. Особенно это стесняло в начале “карьеры”. С другой стороны, когда находится человек, с которым можно поговорить “на одной волне” о фотографии и фотографах, вдруг появляется чувство, будто наконец встретил Пятницу.
— Как вы относитесь к профессиональной фотографии и тем, кто занимается коммерческой фотографией? Как вы относитесь к коммерческой фотографии в целом? Интересны ли вам какие-либо другие направления в фотографии,
кроме уличной?
— Профессиональная фотография в смысле фотография высокого уровня или в смысле приносящая деньги фотографу? Если первое, то фотография иной и не должна быть. Если второе – то с огромным уважением, потому как для меня люди, сумевшие прокормить себя фотографией, – это герои, достойные того, чтоб оды о них слагать.
— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Нет. Даже с шансами на успех не готова.
— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Вопрос не ко мне. Но думаю, что вряд ли.
— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Конечно, случалось. Наверное, как и у большинства “стритеров”. Развязка конфликта – в зависимости от ситуации. Иногда примирительно улыбаюсь и пытаюсь объяснить, что я не из газеты и не из органов. Иногда прикидываюсь восторженной туристкой, не знающей языка. Если чувствую за собой неправоту (частная собственность, магазин, больница) – приношу извинения и прячу камеру. Но если права на все сто (улица, общественное место), могу и огрызнуться в ответ: мол, не в спальне у вас снимаю, а следовательно, и в разрешении вашем не нуждаюсь. По-разному случалось… Но пока ещё не били.
— Существуют ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Думаю, и не будет существовать.
— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Попробовать подражать,например, Веббу, конечно, можно. Вопрос в том, удастся ли. И ещё в том, нужно ли. Веббом вы ведь всё равно уже не станете.
— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Самым неожиданным для меня итогом от фотографии станет, если мой муж когда-нибудь скажет: “А ведь тебе стоило тратить на это время и деньги!”