Ташкент, Узбекистан.
— Что для вас уличная фотография? Какое место она занимает в вашей жизни?
— Раньше это было большой частью моей жизни. Это была непреодолимая страсть. Дело, которое захватывало полностью и отнимало очень много времени. Сейчас у меня нет времени снимать улицу, да и к уличной фотографии я пересмотрел свое отношение. Многое переосмыслил. Я думаю, что нет ничего более бесполезного, чем уличная фотография. Но при этом, кто говорит, что не нужно заниматься бесполезными вещами иногда, если они приносят удовольствие?
— Как начали снимать улицу? Когда? Почему?
— Улицу начал снимать в Швеции в 2009 году, купив свою первую зеркальную камеру. Я работал в Стокгольме и у меня, кроме одного коллеги, больше не с кем было общаться. Очень часто в выходные и он был занят, и мне нужно было себя чем-то занять. Сначала я просто снимал пустые улицы без людей, и люди в кадре меня жутко страшили. Они портили кадр, как я тогда думал. Лишь пару лет спустя под влиянием нескольких вебсайтов у меня поменялось видение улицы.
— Кто из классиков фотографии оказал на вас влияние? Почерпнули ли вы что-либо из их работ?
— На нас на всех оказывают влияние те или иные вещи. Меня поразили в свое время фотографии Пинхасова. Это было для меня откровением. Мне очень нравится Трент Парк (если его можно назвать классиком). Гурски. Масштабы его работ поражают своим замыслом.
— Кто из современных авторов вам интересен? Почему? Чем их творчество привлекает вас?
— У меня в подписке большой список имен. Это и русскоязычные и иностранные авторы. В России это Артем Житенев, Ольга Титова, Илья Штуца, есть много авторов из Украины и Беларуси, за кем я с удовольствием слежу, интересно что делает Дмитрий Музалев в своем проекте метафизическая фотография отбор. Есть люди, к стриту никакого отношения не имеющие, однако.
— Есть ли у вас излюбленные приемы съемки на улице? Своя тема?
— Тема, несомненно, есть. Это цвет. Я, как настоящий азиат, люблю все цветное яркое и блестящее. А если говорить о приемах, то да, несомненно. Очень люблю искать и находить ритмы и связи. Люблю контраст в кадре. Тени и отражения.
— Считаете ли жанр стрит-фотографии исследованием? Работаете ли вы над какими либо долгосрочными темами или проектами снимая на улице?
— Если это и исследование, то исследования самого себя и своего места в мире. Сам я уже давно ни над какими проектами не работаю и не снимаю. В последнее время развелась куча людей, которые учат снимать проекты. Очень много фотомусора появилось. Люди называют любую серию «проектом», подписывают концепцию, зачастую притянутую за уши. Зачастую самой фотографии там уже нет, есть только «проект». Наверное, это правильно. Снимать проекты. Заниматься исследованиями, но мне на данном этапе это не интересно. Меня интересует сама фотография. Момент и миг в отрыве от контекста проекта и перспективы.
— Есть ли, на ваш взгляд, разница между стритом и формалистикой? Имеет ли право быть чистая форма в стрит-фотографии при отсутствии сюжетной составляющей?
— Чем больше людей появляется с фотоапаратами на улицах, тем шире становится само понятие уличной фотографии. Кто-то уходит в чистую форму, кто-то, наоборот, гоняется за сюжетом. Кто-то умудряется совмещать и то и то. Сейчас я думаю, что загонять что-то в одни рамки бесполезно. Это не точная наука. Для новичков важно — стрит он снимает или нет. Мне уже все равно, я делаю то, что нравится мне. Вне зависимости как это называется.
— Участвуете ли вы в фотоконкурсах?
— Конкурсы важны для фотографа на начальном этапе становления, или для людей, которым постоянно нужно что либо доказывать себе или окружающим. Мне не нужно ни первое ни второе. Уже года два как перестал. Лень.
— Является ли фотография вашей профессией?
— Не дай того бог.
— Какую технику вы используете для съемки? Какие линзы в основном? Какими объективами снимаете стрит? Чем нужно снимать стрит, по вашему мнению?
— Снимаю на Никон Д800 и оптику в основном 24-70, хотя сейчас стараюсь не загонять себя в рамки и снимаю и шириком и зумом.
— Какие советы вы бы могли дать тем, кто только начинает свои шаги в уличной фотографии?
— Продать фотоаппарат и не заниматься стритом. А если серьезно, то задавать почаще себе вопрос — зачем я вообще это делаю?
— Кого вы считаете своим учителем, если такой человек существует?
— Их много. Я на своем пути встречал много людей, и у каждого я учусь чему-либо. Стараюсь учиться постоянно. Если мне нравится человек, я стараюсь понять — почему. Что бы я хотел почерпнуть у него. То же касается и фотографии. Было бы неверным называть кого-то, все-таки фотографировать я учился сам. Но видению я учился у очень многих людей.
— Важна ли вам обратная связь со зрителем? Как вы ее получаете?
— Было бы неправдой сказать, что нет. Несомненно. Но получаю я ее через фейсбук, в основном. Мне важно понять — удалась фотография или нет. А фото состоялось, когда его увидел зритель.
— Можете ли вы словами описать ваши визуальные ощущения от какой-нибудь фотографии?
— Иногда это просто восторг. Такое бывает очень редко, но у меня так было от нескольких фотографий Пинхасова и Парка. Смотришь и думаешь — офигеть! Как он это увидел и снял? От фотопроектов Сальгадо зачастую ощущения еще сильнее.
— Должен ли быть “смысл” в фотографии?
— Никто никому ничего не должен.
— Какие задачи решает уличная фотография? Решает ли вообще?
— Думаю, самая главная задача это занять чем-то толпы людей, слоняющихся по улице с камерой. Есть, конечно, фотография, представляющая историческую ценность или какую-то художественную. Но, в основном это просто проведенное на улице время.
— Существует ли готовый рецепт хорошей стрит фотографии? Если есть то каков он?
— Хорошая стрит-фотография это всегда магия. Можно приготовить вкусный плов по рецепту, но гениальным плов делает повар.
— Что для вас хорошая фотография?
— Та, которая попадает прямо в душу, минуя мозг.
— Самоценна ли для вас так называемая “художественность” фотографии?
— Зависит от содержания. Всегда обращаю внимание на форму изображения.
— Есть ли разница между стритом в вашей стране и тем, что снимают в мире?
— В Узбекистане — несомненно. Очень много солнца. Определенный свет и цвет. Это то, что делает стрит в Узбекистане. Вообще, обилие солнечных дней очень сильно меняет фотографию в Узбекистане и накладывает свои отпечатки. Да и кто бы что ни говорил, есть ментальные особенности у людей. Стрит в Узбекистане снимает мало кто, и для этого есть море своих причин.
— Сколько лет дано фотографу на осуществление своих творческих планов, замечаете ли вы усталость от фотографии?
— Не могу ответить на этот вопрос. Думаю, что у каждого свой срок. Я — да, могу сказать, что устал от фотографии. Год назад я даже не думал о том, что это произойдет, а сейчас я трачу свое время на совершенно иные вещи, далекие от фотографии.
— Вы уже сняли кадр всей своей жизни, или он еще впереди, на ваш взгляд?
— Если скажу «нет» или «я надеюсь, что он впереди» — это будет кокетство, и, при этом, в этом будет правда и неправда. У меня есть несколько кадров, которые для меня имеют особенную ценность и стоят особняком. Они наверное и есть «кадры всей моей жизни». Хотя, может пройти время, и кадром жизни окажется совсем другой.
— Делает ли фотография вас одиноким или, может быть, наоборот, привносит в жизнь новых людей?
— Фотография одновременно давала мне свободу и избавляла от одиночества. Я много лет прожил один в разных странах и городах в среде иногда совершенно чужих мне людей. Там фотография помогала мне побыть наедине с собой. Не могу сказать, что фотография сделала мои отношения с близкими лучше, однако фотография привела в мою жизнь нескольких близких мне людей.
— Как вы относитесь к профессиональной фотографии и тем, кто занимается коммерческой фотографией? Интересны ли вам какие-либо другие направления в фотографии, кроме уличной?
— Я их несомненно уважаю. Это очень тяжелый и не всегда благодарный труд. Но, если говорить про другие направления, то сейчас даже сказать не могу. Иногда с большим удовольствием смотрю за тем, что делают документалисты. Но реально цепляющих проектов я вижу единицы. Остальное же сродни графомании у людей, считающих себя писателями.
— Готовы ли посвятить творческой фотографии всю свою жизнь, при этом, возможно, не получая успеха в общепринятом понимании этого слова?
— Нет. Успех это заниматься любимым делом и получать от него удовольствие. Я считаю, что я успешен в том, что я делаю. Другое дело, если говорить о признании в фотографии или какой-то существенной материальной отдаче. От фото я этого и не жду.
— Можно ли сказать, что у вас уже есть свой узнаваемый почерк?
— Есть. Но он настолько неразборчив, что непонятно, о чем я этим почерком пишу.
— Cлучались ли у вас конфликты при съемке не улице? Как вы из них выходите? Как избежать конфликтов при уличной съемке?
— Однажды в Порту Кадикой в Стамбуле на меня напал с кислотой цыган, которого я случайно снял в момент продажи наркотиков. Бежал за мной, размахивая баллончиком с кислотой, и что-то кричал. Пытался забрызгать мне лицо. Догнать не успел. Бегать тоже надо уметь.
— Есть ли у вас последователи, ученики, может быть, даже своя школа?
— Есть люди, которые считают, что я им как-то помог в фотографии. У меня вместе с Антоном Папиным есть группа “Молодая фотография Узбекистана”, в которой мы даем советы по фотографии. Иногда проводим МК и встречи. Делали несколько групповых выставок. Это, можно сказать, мой личный вклад в мироздание.
— Как вы относитесь к подражательству в искусстве?
— Все мы, осознанно или нет, кому-то подражаем. Велосипед в фото изобрести сложно.
— Если подводить промежуточную черту, какой самый неожиданный итог вы получили, занимаясь этим делом?
— Нужно снимать себя и для себя. Не ждать признания и не смотреть по сторонам и не ждать, что скажут другие фотографы. Если хочется брать камеру в руки и выходить на улицу, то нужно это делать, пока желание не покинет.
— Может, вы бы хотели дополнить это интервью своими мыслями об уличной фотографии или о фотографии вообще? Поделитесь, пожалуйста.
— Думаю, что современный стрит сам себя загоняет в тупик, и что нужно искать другие формы и способы. Уже не захожу в Стрит-паблики в сети. Везде одно и то же. Стрита много – фотографии мало.